Нашёл в ЖЖ интересную запись, тема: Бог, теология, теодицея - дискуссионные реплики
http://christ-civ.livejournal.com/535127.html#commentsФрагменты из этой записи:
Итак, атеистический манифест приходит к выводу, что предельная реальность - это пустота. Не пустое пространство (наличие пространства - это тоже характеристика определенной Вселенной), а полное отсутствие чего-либо, что мы могли бы хоть как-то наблюдать, зафиксировать, определить. Однако это такая пустота, которая порождает всё существующее, причём совершенно свободным образом, без каких-либо ограничений какими-либо природными законами. Кроме того, из сказанного выше следует (хотя сам Краусс об этом не рассуждает), что пустота, порождающая всё, едина - ведь как отличить пустоту, порождающую Вселенную X, от пустоты, порождающей Вселенную Z? Никаких отличительных признаков нет, это одна и та же пустота...
Далее в статье есть тоже интересные фрагменты: Затем эта гипотеза (об обусловленности актов воли) подтверждается интроспекцией - наблюдением за своими восприятиями, мыслями, эмоциями, волевыми импульсами - тем, как они появляются и прекращаются.
В тот момент, когда какие-либо мысли, эмоции, стремления в человеке возникают и переживаются, они именно "появляются" сами. Об этом говорят, например, так: "мне пришла в голову мысль", "мне захотелось", и т.п. Если же за тем, как они появляются, приходят в голову, и т.п., следить, то спустя какое-то время можно научиться обращать внимание на причины, которыми эмоции и мысли вызываются.
Волевые импульсы каждого данного момента - это реакции на чувственные восприятия и/или мысли более раннего времени. Чувственные восприятия и мысли, в свою очередь, отчасти зависят от внешних обстоятельств, а отчасти - от волевых импульсов более раннего времени (в некоторых случаях уже сгустившихся до степени привычки), потому что волевые импульсы влияют на то, на какие внешние и/или ментальные предметы человек в следующий момент обратит внимание.
Таким образом, психические состояния человека (в том числе мысли, эмоции, стремления, и т.д.) не возникают беспричинно, но и не порождаются неким единым "центром управления", но вызываются предшествующими психическими состояниями (в том числе и впечатлениями от внешнего мира - но не только ими). (ср. с моделью «множественных черновиков» Д.Дэннета).
Поэтому мысли, эмоции, стремления человека многообразны, и часто противоречат друг другу. Стремления сталкиваются, то из них, что в данный момент сильнее, побеждает. Это и есть процесс принятия решения. Ретроспективно человек это воспринимает как "я принял такое-то решение", "я сделал то-то". Но в самый момент решения никакого "я", отдельного от противоборствующих стремлений/эмоций не было. Или, другими словами, человеческая личность - это и есть поток изменчивых, но взаимозависимых психических состояний. Никакого "человека", отличного от его потока сознания, не существует.