Дисклеймер. Да, это религиозный форум про буддизм, а не атеистический про науку. Однако разумный подход к мифологическим моментам Сутт, я уверен, только на пользу многих - начинающим и не только - буддистам современности. Потому что призван уменьшить количество сомнений и упростить становление уверенной веры. Если ранее суеверному человеку всевозможные спецэффекты только добавляли веры, то теперь - наоборот, даже в традиционных странах южного буддизма.
Что характерно, все "сомнительные" мифологичные компоненты буддийской традиции вообще никак не влияют на саму доктрину Дхаммы о пути избавления от дуккхи и достижения Ниббаны. Поэтому не стоит нарекать меня еретиком. :) Наоборот, давайте обсуждать, что, почему, да как. Возможно, мой анализ в корне неверен. Я - непросветлённое существо.
1. Четыре континента и гора Меру.
Под катом кратко из Вики про материки
- Скрытый текст
- Континент Джамбудвипа (Jambudvīpa, Jambudīpa) находится на юге и населён обычными людьми. Он похож на повозку или на треугольник, смотрящий на юг (это описание возможно соответствует форме Индии как субконтинента). Континент размером 10 000 йоджан (вибхаджьявада) или периметром 6 000 йоджан (сарвастивада). Название континента произошло от дерева джамбу (Syzygium cumini) высотой 100 йоджан, которое растёт на континенте. На каждом континенте есть своё гигантское дерево. Все Будды появляются на Джамбудвипе. Люди здесь ростом пять-шесть футов, а продолжительность жизни — от 10 до 84 000 лет.
Континент Пурвавидеха (Pūrvavideha, Pubbavideha) находится на востоке имеет форму полукруга, плоская сторона которого находится на западе, в сторону горы Сумеру. Континент размером 7000 йоджан (вибхаджьявада) или периметром 6350 йоджан и плоской стороной в 2000 йоджан (сарвастивада). На этом континенте растёт дерево акация. На континенте живут люди ростом 12 футов и продолжительности жизни 250 лет.
Континент Апарагодания или Годания (Aparagodānīya, Aparagoyāna) находится на западе, он круглой формы и периметром 7500 йоджан (сарвастивада). На нём растёт дерево Кадамбу. Жители этого континента не имеют домов и спят на земле. Они высотой 25 футов и живут 500 лет.
Континент Уттаракуру (Uttarakuru) находится на севере, и имеет квадратную форму. Его периметр 8000 йоджан, а сторона 2000 йоджан. На нём растёт дерево Кальпаврикша (kalpavṛkṣa IAST (Pāli: kapparukkha)) или кальпа-дерево, потому что это дерево живёт целую кальпу. Жители Уттаракуру очень благополучны. Им не нужно работать для пропитания, еда там растёт сама, и у них нет личной собственности. Их города построены в воздухе. Ростом они 48 футов, и живут 1000 лет, их защитником является Вайшравана (Vaiśravaṇa IAST).
2. Деградация человечества
ДН26:
- Скрытый текст
- ...И у живших раньше по две с половиной сотни лет людей, чьи жизненный век и красота пошли на убыль, дети стали жить по сто лет. Очевидно, это относится к "настоящему", т.к. до этого момента всё излагалось в прошедшем времени, а далее - в будущем.
Наступят времена, о монахи, когда у этих людей родятся дети, что будут жить по десять лет. У людей с жизненным веком в десять лет девиц пяти лет от роду уже за муж отдавать можно будет. У живущих по десять лет людей, о монахи, пропадут такие нынешние приправы: топленое масло, сливочное масло, растительное масло, тростниковый сахар, соль. У живущих по десять лет людей, о монахи, лучшей едой будет кудруса. Так же, как теперь, о монахи, лучшая еда – это рисовая каша с мясом, так у живущих по десять лет людей, о монахи, лучшей едой будет кудруса.
У живущих по десять лет людей, о монахи, десять благих путей деяния исчезнут совершенно, а десять неблагих путей деяния пышно разовьются. У людей, живущих по десять лет, и слова-то "благо" не будет. Кому же тогда благо совершать? – У людей живущих по десять лет, о монахи, тех, кто ни мать не уважает, ни отца не уважает, ни шраманов не уважает, ни брахманов не уважает, кто к старшим в роду непочтителен, тех и будут одобрять и хвалить. Так же, как теперь, о монахи, тех, кто мать уважает, отца уважает, шраманов уважает, брахманов уважает, кто к старшим в роду почтителен, – тех одобряют и хвалят, – вот точно так же, монахи, у людей, живущих по десять лет, тех, кто ни мать не уважает, ни отца не уважает, ни шраманов не уважает, ни брахманов не уважает, кто к старшим в роду непочтителен, тех и будут одобрять и хвалить.
Для людей, что будут жить по десять лет, о монахи, ни матери не будет ни сестры матери, ни жены дяди по матери, ни супруги учителя, ни жену дяди по отцу – в свальном грехе народ погрязнет, как козлы и бараны, петухи и свиньи, псы и шакалы.
У людей, что будут жить по десять лет, о монахи, друг на друга, друг против друга, будет на уме лютая злоба, лютая свирепость, лютое ожесточение, лютые душегубные помыслы – и у матери к сыну, и у сына к матери, и у отца к сыну, и у сына к отцу, и у брата к брата, и у сестры к брату, и у брата к сестре, будут на уме друг на друга, друг против друга, лютая злоба, лютая ненависть, лютое ожесточения, лютые душегубные помыслы, словно как у охотника, о монахи, когда видит он зверя.
Для людей, что будут жить по десять лет, о монахи, на семь дней на семь дней настанет "пора мечей": они друг в друге увидят зверей, в руках у них острые мечи окажутся, и с мыслями: "Вот зверь! Вот зверь!" – будут лишать друг друга жизни.
Дальше описывается, как среди этих людей начнут находиться люди, воздерживающиеся от всеобщего трэша, и так мораль потихоньку будет расти, срок жизни расти до 80000 лет, и потом придёт Меттейя
Взлёты и падения человечества же - вполне себе нормальный, естественный процесс, потому что аничча.
3. Семь солнц
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 7_66-satta-suriya-sutta-sv.htm
Всё нормально там. Не миф. https://en.wikipedia.org/wiki/Future_of_Earth
Почему солнц семь, а не одно и то же, но в разных формах? Скорее всего, искажение при передаче (так люди поняли). Да и, по сути, это будет уже другое солнце, когда реки высохнут. =)
4. Агганнья сутта
https://suttacentral.net/ru/dn27
Миф или не миф? Да, не совпадает с эволюционной теорией и археологическими свидетельствами. На первый взгляд. На второй - не имеет к ним никакого отношения. В сутте описывается не биологическая эволюция живых существ, а "духовная". С развёртыванием новой вселенной определённые высокие существа естественным образом "ниспадают" до состояния людей. В какой-то момент именно ниспадение существ до этого состояния инициирует появление разумного вида обезьян на Земле. До этого эти существа могли быть вполне какими-то духами, которые постепенно стали перерождаться в этих обезьян, и получились люди. Плюс, как всегда мой любимый приём "люди так поняли". Потому что тема сложная, не повторяется везде как основные положения учения, и не учение само как таковое, а пример для вполне конкретных брахманов, с которыми Будда беседовал.
5. Рождение Будды и его чудесные качества
Я думаю, ни для кого не секрет, что сутты бывают как "ранние", так и "поздние". Многие сутры махаяны - "поздние". Но, китайские агамы содержат очень много параллелей с палийскими суттами, и попали в каноны других школ ещё до того, как школы разделились, и без сомнения представляют собой общее ядро учения. В параллелях обычно есть незначительные расхождения косметического плана, неизбежный "шум", накапливающийся при передаче сутт (сутр) через поколения. Чаще всего это перестановки пунктов списков местами, иногда может один пункт превращается в два или два сливаются в один. Но это практически никогда не меняет суть изложения, что является отличным подтверждением аутентичности исходных текстов. Если кусок сутты отсутствует в одном варианте, но присутствует в другом, то это либо более поздняя вставка, либо "забыли" (причём, учитывая скурпулёзность передачи, первое куда вероятнее второго). Если кусок сутты присутствует, но различается кардинально между версиями, высоки шансы что он "левый" в обоих местах.
А теперь к чудесным качествам Будды.
Во-первых, все качества в ПК и в КА вложены в уста Ананды, а не сам Благословенный про себя говорит (он лишь кивает в знак согласия и в конце делает важное замечание, что самое чудесное качество Татхагаты - это его осознанность).
1. Осознанность и чистое восприятие в Тусите:
ПК: да, КА: нет, там будущий Будда затмевает всех дэвов своим сиянием
2. Осознанное нисхождение в утробу матери, проявления света и землетрясение: да в обеих версиях
3. Защита четырьмя божествами, чувственности и в то же время отречённость от удовольствий матерью и видения драгоценных камней:
ПК: да, КА: нет, там Гаутама возлегал в утробе матери выпрямившись на правом боку в позе льва.
4. Смерть матери после родов, 10 месяцев беременности:
ПК: да, КА: нет, вообще нет
5. Чистое рождение, омовение небесными водами, четыре божества при родах, новорожденный делает семь шагов: да, в обеих версиях
6. Декларация новорожденным его величия и последнего рождения:
ПК: да, КА: нет
7. Ещё одно землетрясение и свет, уже в момент рождения: да, в обеих версиях
8. В обеих версиях Будда после речи Ананды подчёркивает, что осознанность - чудесное качество Татхагаты.
Таким образом, общее ядро это только осознанное нисхождение из Туситы в утробу человеческой матери, землетрясение и свет, незапятнанное рождение. В буддийской традиции также считается, что Гаутама родился из бока матери. Аналогичные мотивы рождения из бока встречаются в Ригведе, и скорее всего трансляция предшествующего мифа, наложенная на пересказ жизни Будды.
(Список отличий скомпилирован на основе монографии Дост. Аналайо "Зарождение идеала Бодхисаттвы")
6. 500 лет и 5000 лет
АН8.51: "«Ананда, если бы женщины не получили [разрешения на] оставление жизни домохозяйской ради жизни бездомной в Дхамме и Винае, что провозглашены Татхагатой, то святая жизнь длилась бы долго. Благая Дхамма продержалась бы [без искажений] тысячу лет. Но, Ананда, поскольку женщины оставили жизнь домохозяйскую ради жизни бездомной в Дхамме и Винае, что провозглашены Татхагатой, то святая жизнь не продлится долго. Благая Дхамма продлится [без искажений] лишь пятьсот лет."
Тут Будда, насколько мне известно, всё верно сказал. Через 500 лет от оригинальной школы ничего не осталось, она эволюционировала в другие школы. Я знаю, что споры идут в ключе "без искажений или вообще", но мне кажется в данном случае это не важно. Потому что искажённая благая дхамма уже не является оригинальной благой дхаммой. В СН16.13: "Подобно тому, как золото не исчезает, покуда поддельное золото не появляется в мире, но золото исчезает, когда поддельное золото появляется в мире, то точно также и подлинная Дхамма не исчезает, покуда искажённая Дхамма не появляется в мире, и подлинная Дхамма исчезает, когда искажённая Дхамма возникает в мире". Внесение искажений в оригинальное учение - это уже само по себе "исчезновение" чистой дхаммы. Ещё один вариант, что 500 лет это так просто совпало, и - что как и многие другие числа в ПК, - это фигурально, не буквально, и должно пониматься как "довольно долго (1000 лет)" и "в два раза меньше, не так долго (500 лет)". Аналогично суттам, где во вступлениях говорится, что с Буддой было 500, 1000, 5000 монахов. Это такие специальные индийские числа. :)
5000 лет не относится к содержимому ПК. Это "изобретение" Буддагосы, который поделил процесс угасания буддизма на 5 периодов по 1000 лет. По его описанию, кстати, сотапанны "вымерли" через 1000 лет, то есть ~1600 лет назад. :)
А какие буддийские мифы знаете вы?