Жажда несуществования (vibhava-tanha)

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

#41 SV » 02.10.2016, 02:38

Мокши желали и многие не буддисты.

Так мокша - это существование в буддийском понимании. Т.е. бхава-танха.

Опять же, жажда несуществования может принимать разные формы, от философских воззрений

Прочитайте мою добавку к прошлому посту почему не может.

Она может и не быть важной-значимой. Например, когда человек достигает ниббаны, то он вместе с жаждой тонких форм существования, неизбежно расстается и с жаждой несуществания, т.к. видит ниббану непосредственно, и лишается иллюзий о существовании и несуществовании, связанных с аттой.

Ещё раз - вибхава танха не связана с воззрениями о "я", и с ниббаной тоже.
Ну, а если не значима, то это, опять же, просто желание наложить на себя руки, и всё. О чём я и толкую -) Разумеется, при достижении ниббаны такого желания быть не может (с некоторыми еретическими оговорками aka Годхика сутта и прочая прочая :lol: )
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#42 Antaradhana » 02.10.2016, 02:50

SV писал(а):Так мокша - это существование в буддийском понимании. Т.е. бхава-танха.

Нет, мокша - это освобождение от перерождений в самсаре.

просто желание наложить на себя руки, и всё.


Тогда жажда существования - это просто желание жить. Но это ведь упрощение. Это более глубинные психические механизмы, присущие всем живым существам, независимо от формы существования, связанные именно с неведением относительно анатты.

с некоторыми еретическими оговорками aka Годхика сутта

Что вы конкретно имеете в виду?
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 7

#43 Топпер » 02.10.2016, 03:04

SV писал(а):Вообще-то ниббана - это вполне себе небытие. В этом плане всё предельно просто и двойственно, либо уж существование есть, либо уж, извините, его нет. Ниббана в суттах иногда объясняется как "бхава-ниродха", т.е. буквально "прекращение существования". Собственно синоним этого и есть небытие.
Тогда Будде надо было бы просто самоубиться и не городить огород.

А система при которой Ниббана - это тоже самое, что у атеистов обычная смерть (т.е. полное уничтожение человека в любом виде), но нагруженная идеей перерождения - громоздка и нелепа по сути.
Такая религия бессмысленна. Проще вообще ни во что не верить, прожить как угодно и потом просто помереть, нежели вначале ни во что не верить, потом заставить себя поверить в нерповеряемые в этой жизни идеи перерождений и каммы, и потом убоявшись сансары, усложнить себе жизнь буддийской практикой (со всякими там отказами от радостей внебрачного секса или алкоголя и угрозой в виде горения в аду), чтобы придти к той же смысловой цели, что и неверующие - небытию.

Ниббана не есть небытие или бытие. Ниббана - отдельная необусловленная дхамма. О Ниббане можно сказать, что в ней не останется обусловленных дхамм (в виде пяти ккхандх). Но Татхагата ведь не сводился к пяти ккхандхам, поэтому нельзя сказать, что Ниббана - это всего лишь синоним разрушения ккхандх. С другой стороны Татхагата не находится и где-то помимо пяти ккхандх, поэтому нельзя сказать, что Ниббана - аналог тонкой души.
Кстати, отмечу по теме ещё одну очень интересную вещь. Среди скрытых склонностей (их всего 7), которые обозначают фундаментальные вещи, присущие всем простым существам, имеется жажда к чувственным удовольствиям, и жажда к существованию (и это очень здраво и логично). НО, среди скрытых склонностей нет жажды к несуществованию (вибхава танхи). Значит, очевидно, это не такая уж фундаментальная и глобальная вещь - а скорее специфическая, возникающая редко у кого. Что опять же возвращает к самому простому объяснению про самоубийц.
Там есть отвращение. А жажда несуществования - это и есть отвращение к существованию.
Топпер

  • 2

#44 Кхеминда » 02.10.2016, 03:19

Antaradhana писал(а):Нет, мокша - это освобождение от перерождений в самсаре.
В Тхераваде обычно используют однокоренной с этим термин Вимутти или Мутти и Моккха. Например Вимуттимагга - путь освобождения. С буквами ш и к обычно санскритские слова.
Вот тут подробней http://www.dhammawheel.com/viewtopic.php?t=16346
Последний раз редактировалось Кхеминда 02.10.2016, 03:23, всего редактировалось 3 раз(а).
Кхеминда

  • 1

#45 Antaradhana » 02.10.2016, 03:21

Топпер писал(а):Там есть отвращение. А жажда несуществования - это и есть отвращение к существованию.

Которое Будда таки использует в обучении: для отстранении от чувственных удовольствий и привязанности к телу, в виде асуба созерцаний, отвратительности тела, трупов и т.п.; для отстранения от мира, созерцая его отвратительность, невечность, страдательность. Но если с этим переборщить, если жажда несуществования станет огромной, но при этом не будет должного понимания других аспектов Дхаммы, то это может привести к суициду, как в СН 54.9
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#46 Antaradhana » 02.10.2016, 03:29

Кхеминда писал(а):В Тхераваде обычно используют однокоренной с этим термин Вимутти или Мутти и Моккха. Например Вимуттимагга - путь освобождения. С буквами ш и к обычно санскритские слова.

Так я не про буддизм говорил, а про другие учения, где также стремятся к освобождения от самсары, поэтому и использовал этот термин.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#47 Кхеминда » 02.10.2016, 09:51

Да только по факту никакое не освобождение получается, например у Вайшнавов Мокша это лишь очередное рождение, но в Голоке Кришны.
Кхеминда

  • 1

#48 sir-cadogan » 02.10.2016, 10:13

Топпер писал(а):Тогда Будде надо было бы просто самоубиться и не городить огород.

А система при которой Ниббана - это тоже самое, что у атеистов обычная смерть (т.е. полное уничтожение человека в любом виде), но нагруженная идеей перерождения - громоздка и нелепа по сути.
Такая религия бессмысленна. Проще вообще ни во что не верить, прожить как угодно и потом просто помереть, нежели вначале ни во что не верить, потом заставить себя поверить в нерповеряемые в этой жизни идеи перерождений и каммы

Это верно для убежденных материалистов, которым по каким-то причинам понадобилось "удариться в религию". А если человек не материалист, а наоборот склонен верить в продолжение существования? Если он придет к выводу, что все существование -- дуккха, то для него стремление к небытию будет вполне себе осмысленной целью. Он просто считает, что как раз материалисты ошибаются -- попивают винишко, "один раз живем" говорят, а дальше их ждет перерождение и, скорее всего, не в самых лучших мирах.
sir-cadogan M
Аватара
Репутация: 516
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Нет

  • 1

#49 Ruslan » 02.10.2016, 10:36

SV писал(а):Вообще-то ниббана - это вполне себе небытие.
С одной стороны описание нибанны схоже с небытием.
Но с другой стороны,когда Будда достиг ее под деревом Бодхи,он же не перестал существовать.
И даже не находился в состоянии комы.
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

#50 DitafonTiz » 02.10.2016, 11:29

На этом же основании описание журавля схоже с описанием воробья.Покуда не будет глубоко понята одна истина,другие тоже остануться непонятыми,но если одна истина будет понятаа,то и все остальные будут.
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

  • 3

#51 The Коля » 02.10.2016, 11:47

SV писал(а):Если бы вы были большим специалистом по пали, тогда ещё можно было бы прислушаться, а так - извините.
а зачем мне быть большим специалистом по пали. За меня все сказали Вы. Вот пожалуйста:
SV писал(а):Вообще-то ниббана - это вполне себе небытие. В этом плане всё предельно просто и двойственно, либо уж существование есть, либо уж, извините, его нет. Ниббана в суттах иногда объясняется как "бхава-ниродха", т.е. буквально "прекращение существования". Собственно синоним этого и есть небытие.
Бхику Бодхи перевел "вибхава" как небытие/не-существование, вы в свою очередь дали это слово на русском. И если следовать вашей логике, когда ниббана=небытие, тогда и вибхава-танха = цепляние к ниббане. Понимаете?

А теперь подтверждение моей трактовки из сутт: Саччавибханга сутта
И что означает, друзья, «неполучение желаемого – это страдание»? Существам, подверженным рождению, приходит желание: «О, если бы мы не были подвержены рождению! О, если бы рождения не случалось с нами!» Но не так оно, что это достигается желанием, а неполучение желаемого – это страдание. Существам, подверженным старению… болезни… смерти… печали, стенанию, боли, унынию, и отчаянию приходит желание: «О, если бы мы не были подвержены печали, стенанию, боли, унынию, и отчаянию! О, если бы печали, стенания, боли, уныния, и отчаяния не случалось с нами!» Но не так оно, что это достигается желанием, а неполучение желаемого – это страдание.
И так у нас тут желание, чтобы НЕ БЫЛО рождения, старения, страданий сансары etc... подставьте сюда любой обусловленный феномен - например бхава, - и будет аналогично. И вот это вполне буддийское! (и не только буддийское)... желание приводит к страданию, и его причина - вибхава танха - желание избежать всего неприятного в сансаре. Оно может привести к самому учению, но для полного арахантства его следует отбросить. Также оно зачастую приводит к более грубым килесам - жажде смерти. Или к неверным воззрениям - вере в уничтожение существ после смерти.
Ведь сильное желание бытия может вызвать само-обольщающую веру в вечную загробную жизнь; человек не знает, но хочет чтобы так было и убеждает себя любыми путями. Может быть и обратное само-убеждение/самообольщение - вера в уничтожение по смерти.

И Вы сами недавно приводили работу Тханиссаро Бх., где он говорит, что буддист должен пройти через эту самую вибхава-танху.
The Коля

  • 1

#52 uwei » 02.10.2016, 14:05

http://buddha.by/nibbana-vortex

быстро перевел некоторые отрывки -

так называемое существо или личность — это фактически вихрь, сформированный из внешних первоэлементов. Таким образом, идея индивидуума или “личности” – это всего лишь искажение. Индивидуальное существование сансарного существа можно сравнить с кажущейся индивидуальностью вихря.

Именно из-за такого искажения и было появление страдания. Прекращение страдания следовательно можно приравнять к прекращению водоворота, при этом остаётся только бескрайний океан.
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 1

#53 Кхеминда » 02.10.2016, 14:20

uwei писал(а):так называемое существо или личность — это фактически вихрь, сформированный из внешних первоэлементов. Таким образом, идея индивидуума или “личности” – это всего лишь искажение. Индивидуальное существование сансарного существа можно сравнить с кажущейся индивидуальностью вихря.
Я вообще считаю что последней кхандхой надо бы указывать не Винньяну, а Санкхара Кхандху, так как она переводится в понятии кхандх как каммические формирователи, формирующие все остальные кхандхи в.т.ч новые сознания, и также различные плоды каммические. Кроме того эта кхандха уникальна тем, что она существует не только во время жизни, но и после смерти, и собственно именно за счёт этого она и формирует новые рождения кхандхи и формации. И последнее слово Будды было о Санкхаре. И во взаимозависимом возникновении причиной сознания указана санкхара.
Кхеминда

  • 1

#54 SV » 02.10.2016, 15:36

Нет, мокша - это освобождение от перерождений в самсаре.

Индуистская мокша, вливание в Брахман и т.д. - всё это продолжение существования, просто в более утончённой форме, нежели житие-бытие человеком.

Тогда жажда существования - это просто желание жить. Но это ведь упрощение. Это более глубинные психические механизмы, присущие всем живым существам, независимо от формы существования, связанные именно с неведением относительно анатты.

Все верно. Это и есть желание жить, т.е. чувствовать, познавать, ощущать. Это и есть существование, конечно же. И да, оно очень глубоко укоренено в сознании.

С одной стороны описание нибанны схоже с небытием.
Но с другой стороны,когда Будда достиг ее под деревом Бодхи,он же не перестал существовать.
И даже не находился в состоянии комы.

Потому что сутты говорят о 2 видах ниббаны. Одна из них психологическая, другая онтологическая. Одна называется "с остатком", другая - "без остатка". Психологическая ниббана - это состояние ума араханта без загрязнений. Об этом чётко сказано в текстах:

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 8_1-nibbana-panha-sutta-sv.htm

Чтобы "перестать быть" - нужно достичь второго вида ниббаны, "без остатка".
Последний раз редактировалось SV 02.10.2016, 16:00, всего редактировалось 2 раз(а).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#55 SV » 02.10.2016, 15:55

Тогда Будде надо было бы просто самоубиться и не городить огород.

Откуда такой вывод? Я же выше ясно сказал, что вибхава танха не ведёт к ниббане.

А система при которой Ниббана - это тоже самое, что у атеистов обычная смерть (т.е. полное уничтожение человека в любом виде), но нагруженная идеей перерождения - громоздка и нелепа по сути.
Такая религия бессмысленна. Проще вообще ни во что не верить, прожить как угодно и потом просто помереть, нежели вначале ни во что не верить, потом заставить себя поверить в нерповеряемые в этой жизни идеи перерождений и каммы, и потом убоявшись сансары, усложнить себе жизнь буддийской практикой (со всякими там отказами от радостей внебрачного секса или алкоголя и угрозой в виде горения в аду), чтобы придти к той же смысловой цели, что и неверующие - небытию.

Причём тут "нелепа". Есть такое понятие как истина, реальность. И реальность такова, что перерождение есть вне зависимости от того, верит в него кто-то или не верит. Можно быть религиозным, можно быть атеистом - это истины (реального положения вещей) никак не меняет. Будь ты атеистом - это не приведёт тебя к прекращению существования. Самоубийство или смерть тебе не помогут. Ты всё равно будешь продолжать перерождаться. Единственный способ прекратить это - это Путь, данный Буддой. Иных вариантов нет - всё это не зависит от воззрений, верований, убеждений.

Честно говоря, меня вообще удивляет наличие такой постановки вопроса. Будто реальность зависит от личностных предпочтений. Что мол де если ты буддист, то у тебя одно будет. Если ты материалист - у тебя другое будет.

Ниббана не есть небытие или бытие. Ниббана - отдельная необусловленная дхамма. О Ниббане можно сказать, что в ней не останется обусловленных дхамм (в виде пяти ккхандх). Но Татхагата ведь не сводился к пяти ккхандхам, поэтому нельзя сказать, что Ниббана - это всего лишь синоним разрушения ккхандх. С другой стороны Татхагата не находится и где-то помимо пяти ккхандх, поэтому нельзя сказать, что Ниббана - аналог тонкой души.

Ещё раз, ниббана - это прекращение существования. Прекращается всё, что составляет индивидуальное живое существо. Тело прекращается, сознание прекращается, а помимо них НЕТ живого существа. Тут банальная двойственность. Либо-Либо. Если кто-то говорит, что ниббана - это не прекращение существования, а некая "необусловленная дхамма", значит он автоматически постулирует существование (в данном случае трасцендентное). Это самый что ни на есть этернализм, ложное воззрение, выраженное, грубо говоря, вот так: "Я буду существовать вечно в ниббане" или "Ниббана - это я".

Насчёт Татхагаты - он не сводится к чему бы то ни было не потому, что он Самостно-Запределен, а просто потому, что Татхагаты нет как самости уже здесь и сейчас, и разумеется, глупо было бы говорить о том, что он как-то там есть или нет после смерти - а именно с этой позиции он рассматривается в этом вопросе "сведения-не-сведения". Я многократно об этом говорил на этом форуме и приводил кучу сутт, явным образом это подтверждающих.
Тексты говорят об этом прямо и понятно:


«Каково твоё мнение, Анурадха: Считаешь ли ты, что Татхагата находится в форме?... Где-либо ещё, помимо формы?... В чувстве?... Где-либо ещё, помимо чувства?... В восприятии?... Где-либо ещё, помимо восприятия?... В формациях?... Где-либо ещё, помимо формаций?... В сознании?... Где-либо ещё, помимо сознания?»
«Нет, Учитель».
«Каково твоё мнение, Анурадха: Считаешь ли ты, что Татхагата – это форма-чувство-восприятие-формации-сознание?»
«Нет, Учитель».
«Считаешь ли ты, что Татхагата – это нечто без формы, без чувства, без восприятия, без формаций, без сознания?»
«Нет, Учитель». [а вот здесь он мог бы ответить: Конечно считаю. Ведь Татхагата - это необусловленная дхамма ниббаны вне кхандх :smile: ]

«Итак, Анурадха, если ты не можешь указать на Татхагату как на истину или реальность даже в этой самой жизни, правильно ли будет заявлять: «Друзья, если описывать Татхагату – высшего из людей, величайшего из людей, достигшего наивысших достижений – то это следует делать вне рамок этих четырёх утверждений: «Татхагата существует после смерти, не существует после смерти, и существует и не существует после смерти, ни существует, ни не существует после смерти?»

«Нет, Учитель».


Что ясно показывает, что Трасцендентно-Невыразимого-Татхагаты нет даже уже в этой самой жизни, уж не говоря о послесмертии. А монах всё пытается его обнаружить, даже вне рамок четырёх логических утверждений, которые, казалось бы, все варианты охватывают.

***

«Что касается различных воззрений, что возникают в мире, домохозяин, – ...«Татхагата ни существует, ни не существует после смерти» – когда наличествуют воззрения о «я», то возникают эти воззрения. Когда не наличествуют воззрения о «я», то тогда этих воззрений не возникает».

Вот так-то. Если кто-то считает Татхагату аттой, я, самостью - то тогда он и рассуждает в рамках этих вопросов: "Татхагата-Самость существует после смерти? Татхагата-Самость не существует после смерти... и-и? ни-ни? Татхагату-Самость нужно описывать вне этих 4 рамок. Татхагата-Самость не сводится к кхандхам" и т.д.

Ведь если кто-то говорит, что Татхагата-Самость не сводится к этим вопросам, то он пытается свести её сам не зная к чему, при этом, продолжая постулировать эту самую Татхагата-Самость. Это как раз и делал непонимающий данного вопроса монах Анурадха, пытаясь постулировать Татхагату, но при этом "не свести его к кхандхам":

Когда так было сказано, Достопочтенный Анурадха обратился к странствующим аскетам: «Друзья, если описывать Татхагату – высшего из людей, величайшего из людей, достигшего наивысших достижений – то это следует делать вне рамок этих четырёх утверждений: «Татхагата существует после смерти, не существует после смерти, и существует и не существует после смерти, ни существует, ни не существует после смерти».

за что, конечно же, был раскритикован Буддой. Если бы Татхагата был бы пресловутой "ниббана-дхаммой", Будда ответил бы иначе: "Молодец, Анурадха. Татхагату нужно описывать вне рамок этих четырёх утверждений".

:umnik:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#56 Ruslan » 02.10.2016, 16:40

SV писал(а):Потому что сутты говорят о 2 видах ниббаны. Одна из них психологическая, другая онтологическая. Одна называется "с остатком", другая - "без остатка". Психологическая ниббана - это состояние ума араханта без загрязнений. Об этом чётко сказано в текстах:

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 8_1-nibbana-panha-sutta-sv.htm

Чтобы "перестать быть" - нужно достичь второго вида ниббаны, "без остатка".
Я знаю,что есть два вида ниббаны.С остатком и без остатка.
Но если предположить,что ниббана есть небытие.
То состояние нибанны с остатком можно сравнить,с нахождением человека в коме.
Тело как бы существует,а ум ушел в небытие.
Но Вы сами пишите,ниббана с остатком это состояние ума без загрязнений.
Т.е о небытии речи не идет.
Теперь когда погибает тело(уходит в небытие,распадается на атомы),что происходит с умом архата?
Он разве не продолжает находиться в том же состоянии,пока существовало тело?
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

  • 2

#57 Елена Котельникова » 02.10.2016, 16:55

Почему вы прижизненную ниббану с комой сравниваете? Небытие в разговоре о ниббане без остатка означает, что не возникает следующего рождения. Не возникает по причине того, что в уме были уничтожены жажда-отвращение-невежество. Их уничтожение и называется ниббаной с остатком.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#58 SV » 02.10.2016, 17:32

Я знаю,что есть два вида ниббаны.С остатком и без остатка.
Но если предположить,что ниббана есть небытие.

Ниббана - небытие только после смерти, когда, собственно, существование заканчивается и более не возникает. Т.е. здесь речь только о ниббане-без-остатка. Ниббана с остатком - это просто ум без жажды-злобы-невежества. В суттах такая ниббана описывается "безграничным неутверждённым сознанием" (анидассана винньяна).

Теперь когда погибает тело(уходит в небытие,распадается на атомы),что происходит с умом архата?
Он разве не продолжает находиться в том же состоянии,пока существовало тело?

Не может, потому что, согласно схеме зависимого возникновения и некоторым иным утверждениям Будды и арахантов, сознание обусловлено и напрямую связано с намарупой. Если совокупности распадаются, то сознание не может существовать отдельно само-по-себе, и потому, гаснет.

Когда он (АРАХАНТ) чувствует чувство, прекращающееся вместе с телом, он понимает: «Я чувствую чувство, прекращающееся вместе с телом». Когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с жизнью, он понимает: «Я чувствую чувство, прекращающееся вместе с жизнью». Он понимает: «После распада тела, после истощения жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом, прямо здесь и угаснет. Одни лишь телесные останки останутся».

Представьте, монахи, как если бы человек вынул бы горячий [глиняный] горшок из гончарской печи для обжига и поставил бы его на ровную [поверхность] земли: его тепло тут же бы иссякло, и одни глиняные черепки бы остались. Точно также, когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с телом… прекращающееся вместе с жизнью… он понимает: «После распада тела, после истощения жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом, прямо здесь и угаснет. Одни лишь телесные останки останутся».


Правда бывает и так, что даже телесных останков не остаётся:

Достопочтенный Дабба Маллапутта, поднявшись со своего сиденья, поклонился Благословенному, и, обойдя его справа, взмыл в воздух со скрещенными ногами. Войдя в свойство огня и выйдя из него, он полностью освободился. Когда Дабба Маллапутта взмыл в воздух со скрещенными ногами и вошёл в свойство огня и вышел из него, полностью освободившись, его тело настолько сильно сожглось, что не осталось ни праха, ни копоти. Подобно тому, как масло или топлёное масло сгорает и растрачивается, не оставляя ни сажи, ни копоти, то точно также, когда Дабба Маллапутта взмыл в воздух со скрещенными ногами, вошёл в свойство огня и вышел из него, полностью освободившись, его тело настолько сильно сожглось, что не осталось ни праха, ни копоти.

Затем, осознав значимость этого, Благословенный произнёс:

«Тело уничтожено,
Восприятие прекращено,
Боль и восторг полностью растрачены,
Формации успокоены:
Сознание угасло».
Последний раз редактировалось SV 02.10.2016, 17:38, всего редактировалось 1 раз.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#59 Ruslan » 02.10.2016, 17:34

Елена Котельникова писал(а):Почему вы прижизненную ниббану с комой сравниваете? Небытие в разговоре о ниббане без остатка означает, что не возникает следующего рождения. Не возникает по причине того, что в уме были уничтожены жажда-отвращение-невежество. Их уничтожение и называется ниббаной с остатком.
Потому что ниббану сравнивают с небытием.
В уме уничтожены жажда,отвращение и невежество.Но не уничтожен сам ум.Остаток это тело насколько я понимаю.
Теперь когда уничтожается тело(остаток),ум же не уходит в небытие.Или уходит?
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

#60 Ruslan » 02.10.2016, 17:36

SV писал(а):
Ниббана - небытие только после смерти, когда, собственно, существование заканчивается и более не возникает. Т.е. здесь речь только о ниббане-без-остатка. Ниббана с остатком - это просто ум без жажды-злобы-невежества. В суттах такая ниббана описывается "безграничным неутверждённым сознанием" (анидассана винньяна).
Почему тогда в буддийских книгах пишут,что ниббана не есть небытие материалиста?
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

Пред.След.

Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 17 гостей