Топпер писал(а):Так вот как её отличия показать "стороннему наблюдателю"?
С этим пресловутым "сторонним наблюдателем" вообще-то говоря стоит отдельно разобраться. Кто он такой собственно?
Как залез в голову к стольким людям и на каких основаниях там хозяйничает.
Думаю большинство если речь заходит об этом персонаже - "стороннем наблюдателе", представляют себе взрослого, эрудированного европейца с внимательным взглядом, ученого, глубоко интересующегося вопросом сравнения "веры" в разных религиях.
Между тем... сама идея "стороннего наблюдателя" достаточно специфическая. Этот подход когда-то выработали греки эпохи эллинизма. Из их культуры и философии позднее развился научный метод. Он основан на идее "стороннего" в смысле "отстраненного", "невовлеченного" наблюдателя, изучающего всё что он видит вокруг себя, и вроде как искренне заинтересованного в объективном взгляде на все феномены. Сама эта идея абстрактная, несмотря на все успехи науки.
Но, тхеравадины,
давайте представим, что мы не являемся продуктом западной культуры и образования. Гипотетически. Представим, что эти (как бы) научные принципы над нами не висят всей своей тяжестью и не давят на сознание. И тогда.. можно заметить... что можно заметить?
Что нас научили этим подходам когда-то, ещё в детстве незаметно утрамбовали нам в головы, против нашей воли вообще-то. И теперь мы от этого не свободны. Но ничего не мешает "сбросить и эти путы" тоже. Понимаете?
Если не таскать с собой привычку "отстраняться" и "вставать на научную позицию", то взаимодействие со священным текстом будет проще. Тогда
читая Сутты нам будет проще представлять себя персонажем этой книги. "Вовлекаться" то есть. Нормальные люди, не испорченные научным мышлением, или образованием как раз и вовлекаются напрямую.
Поэтому .. получается может быть полезным почитать разные источники на тему относительности научных моделей, теоремы Гёделя эти всевозможные, и всё такое из этой области.
Мне вот эти книги попадались и кажется были полезны.