#4 The Коля » 24.01.2016, 16:46
Аджан Чаа говорил: ум — это нама(имя). У него нет места, нет формы. Его можно только назвать. Ум не движется и не перемещается. У него нет места локализации.
По этому бессмыслено говорить, что ум как некая штуковина движется туда сюда.
Но...
Ум, как читта, психика, — может менять место самоопределения.
От того на что вы направляете внимание, там в общем и будет ум.
Обычно он на уровне глаз. Здесь средоточие всех шести чувств: глаза (!), манас (!), слух, нюх, осязание, вкус. Основные раздражители здесь, следовательно внимание как увеличительное стекло тоже здесь..
Вы можете обратить внимание в другие области. Например внутрь груди, в центр наших ментальнотелесно ощущений, который образно называют сердцем.
Сосредоточившись на физическом ощущением сердца, ваше внимание начинает видеть его кинестетический образ, он увеличивается, приближается, ум "пе-ре-тягивает" внутрь, в место темноты. Что это дает?
Сильное отвлечение внимания от мыслительного центра и зрительного анализатора. Т.е. Куча видимых образов (связаных со зрительным анализатором) + куча словесных диалогов — от всего этого возможно относительно отделаться.
Вывод — тренировка внимательности и концентрации на месте, куда хотите "переместить" ум. Есть еще техники направления дыхания, но это уже будто бы не тру буддизм. Будда учит принципиально работать с вниманием и намерением.