Самый счастливый народ на Земле

Список форумов Жизнь РАЗНОЕ

Описание: Разговоры на любые темы, кроме политики и религии.

  • 2

#1 Кир Лугин » 25.05.2014, 00:39

Материал не новый, но очень любопытный.

Самый безмятежный народ на Земле – индейцы пираха. Они живут без сна, без еды, не уставая смеяться от счастья.

Люди, которые не спят

Что говорят друг другу люди, отправляясь спать? В разных культурах пожелания звучат, конечно, по-разному, но в основном все они высказывают надежду говорящего на то, что его оппонент будет спать крепко, сладко, видеть во сне розовых бабочек и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «Спокойной ночи!» звучит как «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи!» (Книга, которую Эверетт написал про своих друзей-индейцев, так и называется: «Don’t sleep there are snakes!»). Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится – ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом. А кроме змей здесь полно других ядовитых и агрессивных гадов, не говоря уж про духов, которые сидят в кустах и только и мечтают о том, чтобы прыгнуть тебе на шею и незаметно высосать у тебя кровь из затылка. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20–30 минут, прислонясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет и пираха – любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из женских грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них – я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя…» В среднем пираха меняют имя раз в 6–7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике.

Люди без завтра

Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знают, что такое «завтра» и что такое «сегодня», и также плохо оперируют понятиями «прошлое» и «будущее». Из примет колеса времени в сельве – лишь частые сезоны дождей, сменяющиеся сезонами относительно сухими, так что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать. Эверетт впервые посетил берег притока Амазонки – реки Маиси, рядом с которой расположены поселения пираха, – в 1976 году, когда про пираха почти ничего не было известно науке. Этот лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потрясение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. Вообще. Чтобы племя, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне грядущем – такого по всем канонам быть просто не могло. Но факт остается фактом: пираха никак не запасают пищу, они просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет). Мысль о том, чтобы засушить, закоптить, заготовить что-либо впрок, просто не приходит им в голову. Тоже верно: зачем стараться, если в следующий раз вместо тебя может проснуться какой-нибудь совершенно посторонний парень? Пусть мерзавец сам попотеет, махая острогой на реке. Их женщины сажают овощи и некоторые злаки на маленьких огородах в сельве – у пираха единственный пример хозяйственной дальновидности, дальше этого дело не идет. Когда у пираха нет еды, он относится к этому флегматично. Ему вообще непонятно, зачем есть каждый день, да еще по нескольку раз. «Вы опять едите? Вы же умрете!» – говорили соседи-пираха, навещая Эверетта с семейством во время второго завтрака или раннего полдника. Сами пираха едят не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе разгрузочные дни даже тогда, когда пищи в деревне много.
Долгое время миссионерские организации терпели фиаско, пытаясь вразумить сердца пираха и направить их к Господу. Нет, пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Но на этом общение фактически заканчивалось. Ни один миссионер так и не сумел выучить язык пираха, и ни один пираха не научился разбирать серии странных звуков, вылетающих из верхнего отверстия этих милых белых людей. Поэтому Евангелическая церковь США, подбирая кандидата на катехизацию бедных дикарей, сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантливого лингвиста. Эверетт был готов к тому, что местный язык окажется трудным. Но он ошибался, в чем честно признался тридцать лет спустя: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». То, что в нем всего семь согласных и три гласных, – это еще ерунда. Куда больше было проблем со словарным запасом. Местоимений, скажем, пираха почти не знают, и, если им очень нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они», пираха неумело пользуются местоимениями, которые употребляют их соседи – индейцы-тупи (единственный народ, с которым пираха до сих пор кое-как контактировали). Глаголы и существительные у них особо не разделяются, и вообще любые привычные нам языковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью. Например, пираха не понимают смысла понятия «один». Вот барсуки, вороны и собаки понимают, а пираха – нет. Для них это настолько сложная философская категория, что любой, кто попытается поведать пираха, что это такое, заодно может пересказать им теорию относительности. Цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и много». Две, три и четыре пираньи – это несколько, пять – туда-сюда, а вот шесть – это уже явно много. А что такое одна пиранья? Это просто пиранья. Проще русскому растолковать, зачем нужны артикли перед словами, чем объяснить пираха, зачем считать пиранью, если это пиранья, которую незачем считать. Поэтому пираха никогда не поверят в то, что они – маленький народ. Их 300 человек, а это, безусловно, много. Про 7 миллиардов с ними говорить бесполезно: 7 миллиардов – это тоже много. Вас много, и нас много, это просто замечательно. Тем не менее, узнав, что такое деньги и какие замечательные вещи можно выменять на эти бумажки, пираха отлично управляются со своими финансами. Не умея считать и не понимая номинала купюр, они точно знают, какой высоты должна быть горка бутылок горькой воды – кашасы, которую за эту розовую штучку дадут бразильцы из дальней деревни.

Люди без вежливости

«Здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» – массу слов люди большого мира используют, чтобы показать, как хорошо они друг к другу относятся и как заботятся о комфорте друг друга. Ничего из вышеперечисленного пираха не говорят. Никаких приветствий, прощаний и извинений. Они и без всего этого друг друга любят и не сомневаются, что и все окружающие априори счастливы их видеть. Вежливость – это побочное дитя взаимного недоверия – чувства, которого пираха, по утверждению Эверетта, лишены полностью.

Люди без цвета

Живущие в сердцевине бушующей красками сельвы, в окружении самых пестрых на свете птиц, цветов и насекомых, пираха как-то не удосужились научиться различать цвета. Слов, обозначающих краски этого мира, у них всего два: «темное» и «светлое». От мысли, что все они поголовно дальтоники, пришлось отказаться, после того как пираха отлично прошли тест на цветоделение, опознав в смешении разноцветных точек силуэты бабочек и животных. Все же подозрения, что у пираха есть определенные проблемы с цветовосприятием, подкрепляются тем, что они почти не стирают одежду, словно не замечая, что та покрыта грязными пятнами. Ну а что касается запаха, то никаких проблем: пираха почти не потеют.

Люди без стыда

Пираха никогда не задумываются о будущем, потому что просто не умеют этого делать
«Чувство стыда знакомо последнему дикарю» – это наблюдение этнографов также потерпело крах после обнародования сведений о пираха. Да, стыд как осознание своего несоответствия принятым нормам формируется очень рано – как в ребенке, так и в любом обществе. Ты написал в штаны, ты не отомстил врагу – и все, потеря лица неизбежна. Причем люди цивилизованные и, стало быть, шире мыслящие справляются с этой бедой куда проще, чем представители примитивных племен, которые часто предпочитают вспороть себе живот, лишь бы не потерять самоуважения. Если, конечно, речь не идет о пираха. Пираха не понимают, что такое стыд, вина или обида. Если Хааиохааа уронил рыбу в воду, это плохо. Рыбы нет, обеда нет. Но при чем тут Хааиохааа? Он ведь просто уронил рыбу в воду. Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиаа сломал ногу и нужно ее лечить. Но это случилось потому, что это случилось, вот и все. А если Кохои застрелил из лука белого человека, так это потому, что тот хотел украсть у него горькую пьяную воду, но теперь все хорошо. Если семья белого человека сердится, она может попробовать убить Кохои. «Удивительное согласие, царящее между пираха, напомнило мне о рае», – пишет Эверетт. Пираха живут в моногамных браках, но ровно до тех пор, пока это устраивает обоих. Если муж плохо охотится и не может прокормить семью, жена ищет себе другого мужчину. Если жена не ловит рыбу, не выращивает в огородике овощи и не ходит с собаками охотиться в лес на мелкую дичь, то муж, с точки зрения пираха, имеет полное право бросить ее, особенно если та перестала быть молоденькой и хорошенькой. Каждый имеет право делать то, что ему хочется, причем никакие стыд и вина не нависают над головами пираха. Даже маленьких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить, что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить и воспитывать пираха не умеют. Иногда это уважение к чужим правам принимает пугающие европейца формы. Если грудной младенец не берет материнскую грудь – значит, никто не будет кормить его насильно: ему виднее, почему он не ест. Если женщина, ушедшая к реке рожать, не может разродиться и третьи сутки оглашает воплями лес – значит, она не хочет рожать на самом деле, а хочет умереть. Незачем идти туда и отговаривать ее делать это. Ну, муж еще может пойти поговорить с ней – вдруг у него найдутся веские аргументы. Но зачем туда пытается бежать белый человек со странными железными штуками в коробке?!

У пираха удивительно мало ритуалов, обычаев и религиозных представлений. Даже у племен, ведущих еще более примитивный образ жизни, обычно куда более разнообразен набор этих ценностей. Пираха знают, что они, как и все живое (за исключением, может быть, бразильцев и Дэниела Эверетта), – дети леса. Вот есть обезь­яны, есть ягуары, а есть пираха. Лес полон тайн… даже нет, лес – это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. И большую часть того, что там, в лесу, происходит, пираха не могут увидеть, как крокодил, сидя в реке, не может увидеть, что булькает в котелке, поставленном на огонь перед хижиной, лишь запах донесется до его вывернутых ноздрей. В лесу обитает множество духов. Например, туда уходят все мертвые и ведут там загадочный образ жизни, который и не стоит пытаться понять. Эверетта поразило, насколько пираха, жители сельвы, опасаются ее. Однажды там потерялся пожилой охотник, и племя нашло его на третий день буквально ополоумевшим от ужаса. «Понятно, – говорили пираха, – лес посмеялся над ним как следует». Но страх пираха – это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным определенного очарования. Можно сказать, что они любят бояться. «Пойду в лес, немного побоюсь и добуду еды», – с улыбкой говорит охотник, вешая на плечо свой длинный лук. Однажды Эверетт, проснувшись утром, увидел, что вся деревня столпилась на берегу. Оказалось, туда пришел какой-то знакомый дух, желавший о чем-то предупредить пираха, вот они и вышли с ним поболтать. Выйдя на пляж, Эверетт обнаружил, что толпа, стояла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. На слова «Но там же ничего нет, я там ничего не вижу!» Эверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. А если лесу нужен будет Эверетт, вот тогда к нему будет прислан персональный дух в виде мини-самолета или моторной лодки – с белыми обычно бывает именно так. И вообще, чего это Ксоогиаи (так пираха звали Эверетта десять лет, прежде чем поменяли ему имя в первый раз) так беспокоится о духах? Он же сам пришел сюда из призрачного мира – неужели все забыл о своей прошлой жизни?

Люди без бога

Наверное, уже понятно, что все вышеперечисленное делало пираха почти невозможным объектом для миссионерской работы. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат, а слова «бог» в их словаре нет. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди. Создать человека очень легко: нужно засунуть свою хаху в женскую дырочку. Так как слова «образ», «концепция», «программа» и «идея» отнюдь не значились в лексиконе пираха, Эверетт пытался выкручиваться как мог. «А кто поместил его в хаху?» Пираха переглядывались и высказывались в том духе , что сегодня слишком жарко и Ксоогиаи, похоже, напекло голову. «Вы знаете, что будет, когда вы умрете?» «Знаем, – отвечали пираха. – Вот мы не очень знаем, что происходит с нами до того, а с мертвыми-то все в порядке. Тусуются себе в лесу и в ус не дуют!»

Любые привычные нам языковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью.
История Иисуса Христа в переводе на пирахский тоже выглядела не слишком убедительно. Понятия «век», «время» и «история» для пираха пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого люди злые прибили к дереву гвоздями, пираха спрашивали Эверетта, видел ли он это сам. Нет? Видел ли Эверетт человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было? Тридцать лет обучения пираха основам христианства не прошли для Дэниела Эверетта даром: сегодня он убежденный атеист. Живя среди этих маленьких (средний вес мужчины пираха – 40 кг, рост – 150 см), полуголодных, никогда не спящих, никуда не спешащих, постоянно смеющихся и не знающих ни греха, ни веры людей, он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. «Пираха – самый счастливый народ на Земле, – пишет он. – Лишь спустя многие годы я понял, что это мне нужно учиться у них, а не наоборот».
http://brenik.livejournal.com/3146214.html

Есть еще интересное видео о пираха (ударение на последний слог кстати). Правда концовка у видео не очень радостная. Правительство решило добавить счастья. И теперь у пираха есть электричество, зомбо-ящик, туалет (????????? они сотни лет жили без туалета, зачем он им)
http://www.youtube.com/watch?v=d5kZIx_5hBc
Кир Лугин
Репутация: 37
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 04.05.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 SV » 25.05.2014, 10:18

он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. «Пираха – самый счастливый народ на Земле, – пишет он. – Лишь спустя многие годы я понял, что это мне нужно учиться у них, а не наоборот».

А был бы буддистом, пришёл бы к другому выводу - что какими бы они ни были чудными - у них всё также есть жажда, злоба, заблуждение.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Кир Лугин » 25.05.2014, 11:50

Кстати в одном из высказываний Эверет сравнил мировоззрение пираха с дзен буддизмом.
На счет жажды вопрос сложный. Судя по тому как пишет Эверет, они ни к чему не привязываются. Они не делают запасы пищи. Если есть, что есть - едят. Нечего есть, не едят. Имущество их тоже не интересует. Оно у них общее. Только приспособления для охоты личные. Но если он им не пользуется, то можно забрать. А потом отдать если нужно. Они не привязываются к людям. Жен/мужей могут менять. Они не привязываются к себе, поскольку считают, что становятся другими (в прямом смысле) людьми.

Вот еще любопытная цитата
«Вы не встретите у Пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости — без психотропных препаратов и антидепрессантов» — делится впечатлениями Эверетт, посвятивший Pirahã более 30 лет своей жизни.

Злоба видимо есть. Но видимо без привязки. Хотя злоба без привязи к ней, все равно - злоба.

Заблуждение... С нашей точки зрения есть. А вот с их видимо нет. Они именуют себя «правильные люди», в то время как все остальные для них — «мозги набекрень»

Вот интересно, христианство у них не пошло. Пошел бы буддизм?
Кир Лугин
Репутация: 37
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 04.05.2014
Традиция: Тхеравада

#4 Olivin » 25.05.2014, 17:09

Наиболее дикие и есть наиболее счастливые. Про животных не скажешь, что они несчастливы. И зачем им (животным ) религия?
Olivin
Репутация: 395
Сообщения: 449
Зарегистрирован: 02.11.2013
Традиция: Нет

#5 Olivin » 25.05.2014, 19:10

Топпер писал(а):
Olivin писал(а):Наиболее дикие и есть наиболее счастливые. Про животных не скажешь, что они несчастливы. И зачем им (животным ) религия?
Это животное счастье. Оно идёт от невежества. Алкоголик или наркоман, когда получают дозу тоже счастливы, и им дела нед до всяких вопросов бытия. Но это отнюдь не то счастье о котором говорил Будда.
В том то и дело. Вопросы бытия возникают лишь в человеческой голове. Они то и есть дуккха, от которой нужно избавиться, что бы стать счастливым. А это можно сделать разными способами. Один из них - тот, о котором говорил Будда. Другой - стать животным, не способным размышлять. Для второго способа есть много вариантов, здесь не место их перечислять, они и так известны. Кстати, наркотики и алкоголь то же кратковременное избавление, а не счастье.
Olivin
Репутация: 395
Сообщения: 449
Зарегистрирован: 02.11.2013
Традиция: Нет

  • 2

#6 Кир Лугин » 25.05.2014, 23:23

Olivin писал(а):Наиболее дикие и есть наиболее счастливые. Про животных не скажешь, что они несчастливы. И зачем им (животным ) религия?
По высшим животным достаточно много исследований. Сказать, что они счастливы, было бы неверно. Обезьяны испытывают и депрессию, как впрочем и собаки, и горе, и гнев и радость, чувство справедливости/несправедливости.
Недавно вышла хорошая книга по этому поводу.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/24148946/ там же есть видео.
Кир Лугин
Репутация: 37
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 04.05.2014
Традиция: Тхеравада

#7 Кир Лугин » 26.05.2014, 01:04

Топпер писал(а):Не пошёл бы скорее всего. В буддизме ведь тоже надо различать кусала и акусала. А если они не могут даже разобраться с:
Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиаа сломал ногу и нужно ее лечить. Но это случилось потому, что это случилось, вот и все. А если Кохои застрелил из лука белого человека, так это потому, что тот хотел украсть у него горькую пьяную воду, но теперь все хорошо.
Запасов не делают. Речь у них не развита.
Фактически они ведут полуживотное существование. Какой уж тут буддизм?
Тоже думаю, что буддизм бы они не приняли. С полуживотным существованием не согласен. По видео так не скажешь. Вполне нормальные, адекватные люди. Примитивность языка ... Ну а зачем им навороченный язык, с кучей философских, и еще бог знает каких понятий? Не смотря на из приметенный язык, они обладают энциклопедическими знаниями обо окружающем их мире.
Я думаю тут скорее очень странное (интересное) отношение к миру. Конторе делает их счастливыми, с их точки зрения. Хотя еще до Эверета в 1921 году немецкий этнолог и антрополог Курт Ункель (более известный как Курт Нимуендажу) открыл пираха для научной общественности, написав в своем отчете о путешествии в низовья Майей, что эти люди «счастливы в своей бедности, и до сих пор мало что из благ цивилизации им знакомо».

Провокационное сравнение :smile:
Даже через 30 лет их исследования Дэниел Эверетт не перестает им удивляться. Незадолго до появления Эверетта пираха были втянуты в вооруженный конфликт с «белыми пришельцами», в результате чего несколько индейцев погибли, а около 30 человек впоследствии скончались от вспышки кори, занесенной с «большой земли». Эверетт не без изумления узнал об этом, вернувшись из своей первой экспедиции, — ничто в поведении пираха не напоминало о трагедии.

Собрав милостыню, Бодхисаттва вернулся в этот дом и, узнав, что отшельница умерла, сказал: «Закон разрушения разрушает, таковы все смертные существа». И он сел на лавку рядом с лежащей отшельницей, поел и омыл себе рот. Люди обступили его и стали спрашивать: «Скажи, милый, кто тебе эта отшельница?»– «Когда я был мирянином.– отвечал Бодхисаттва,– она была мне женой».– «Милый, мы и то не можем сдержать себя, плачем и причитаем, почему же ты не плачешь?» – «Пока она была жива,– сказал Бодхисаттва,– она для меня что‑то значила, а теперь, принятая в другой мир, она для меня ничто. Ведь она перешла в другое рожденье, о ком же я буду горевать?» И, объясняя людям дхарму, Бодхисаттва произнес четыре гатхи: (...)
Джатака о тщетности печали
Кир Лугин
Репутация: 37
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 04.05.2014
Традиция: Тхеравада

  • 6

#8 София » 26.05.2014, 07:48

Насчёт "самого счастливого народа": не думаю, что женщина, мучительно умирающая из-за проблем и отсутствия помощи во время трудных родов, была счастлива. Или младенец, который по какой-то причине не может сосать грудь матери и помирает от голода. Или ещё кто-нибудь, "желающий умереть, а не выжить", пока племя безучастно занимается своими делами.

Такое ощущение, что у людей этого племени нет эмпатии, сочувствия.

Кстати, насколько понимаю, постоянный недосып может вызывать эйфорию и чуть ли не галлюцинации (сцена с "К нам пришёл дух предка, стоим, общаемся"). А у них ещё и недоедание плюсом к недосыпу.
София F
Аватара
Репутация: 628
Сообщения: 323
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 ae » 26.05.2014, 08:53

Как говорят, "в этом и спасенье и казнь человека, что, когда он живет неправильно, он может себя затуманить, чтобы не видать бедственности своего положения". Звучит отлично, но каким-то подобным соображением оправдывалась в своё время и работорговля - эти люди, мол, живут чёрти как, не в состоянии позаботиться о себе, и ради их же блага их стоит держать в узде.
Может быть эти люди счастливы, может быть нет - тут остаётся положиться только на эмпатию и сочувствие тех антропологов, что их изучали. И на их, антропологов т.е., представления о счастье.
ae
Репутация: 279
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 05.01.2014
Традиция: Нет

  • 3

#10 София » 26.05.2014, 14:04

Топпер писал(а):Только ведь всё это бодхисатта делает от мудрости, преодолев земное. А эти индейцы от невежества. Точно также одно животное не будет сильно печалиться о смерти другого. Просто подойтёт, понюхает и уйдёт.

Как раз хотела об этом написать, Бханте. :smile:

Топпер писал(а):Очень точно сказано. А ведь умение ставить себя на место другого - важнейшая часть человеческого существования.

Поэтому мне очень не понравилась тональность статьи в этом моменте - мол, европейцам не понять... Слышится эдакое снисходительное: "Нам, пожранным своими надуманными концепциями и проблемами, никогда не понять этих чистых и простых людей!".
Вообще, нервирует эта мода на преклонение перед примитивностью. Конечно, не стоит вламываться на стоянку этого племени и насильно заставлять их "окультуриваться". Но зачем смотреть на них с завистью и мечтать стать как они?.. Хорошо быть кисою, хорошо собакою?..
София F
Аватара
Репутация: 628
Сообщения: 323
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#11 Акхандха » 26.05.2014, 14:16

София писал(а):постоянный недосып может вызывать эйфорию
вызывает, да. проверено на себе :lol: недаром христиане многоспание считают грехом
голодание тоже

статья понравилась. живут настоящим моментом, незамороченные. но вот с состраданием у них и впрямь проблемы.
насчет сна кусками, сама такой сон "практиковала" какое-то время (когда устала, заснула, потом встала дальше пошла). и чувствовала себя намного лучше, чем когда спишь по 8-10 часов за 1 раз.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#12 София » 26.05.2014, 14:23

Акхандха писал(а):вызывает, да. проверено на себе недаром христиане многоспание считают грехом

Но у этого есть весьма серьёзная отрицательная сторона ведь: мозг перегружен, стресс накапливается, человек становится нервным и дёрганым. То есть, чтобы постоянно так спать, надо спать в определённое время, чтобы организм привык к такому распорядку, и всё же достаточное количества сна в сутки добирать во время этих "сон-часов".

Иначе и свихнуться можно. Не зря одной из пыток раньше была (а где-то до сих пор используется) депривация сна или просто метод, когда каждый час заходят и будят человека. У людей терялось ощущение реальности, галлюцинации начинались.
София F
Аватара
Репутация: 628
Сообщения: 323
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#13 Акхандха » 26.05.2014, 14:27

София писал(а):Но у этого есть весьма серьёзная отрицательная сторона ведь: мозг перегружен, стресс накапливается, человек становится нервным и дёрганым. То есть, чтобы постоянно так спать, надо спать в определённое время, чтобы организм привык к такому распорядку, и всё же достаточное количества сна в сутки добирать во время этих "сон-часов".

правильно, количество часов сна в сутки такое же (например 8 ч), но оно разбито на несколько раз (почувствовал потребность - лёг вздремнул. будить никто не должен в это время).
то есть, это не ДЕПРИВАЦИЯ сна (когда не спят несколько суток подряд). Когда депривация, там да - и свихнуться можно и умереть.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#14 София » 26.05.2014, 14:33

Акхандха писал(а):правильно, количество часов сна в сутки такое же (например 8 ч), но оно разбито на несколько раз (почувствовал потребность - лёг вздремнул. будить никто не должен в это время).
то есть, это не ДЕПРИВАЦИЯ сна (когда не спят несколько суток подряд). Когда депривация, там да - и свихнуться можно и умереть.

Да, про депривацию я просто к слову вспомнила. :smile: А если в целом получается нормальное количество часов для сна, то пуркуа бы и не па?..

Топпер писал(а):Есть такая тенденция. Возникла она, как я понимаю, именно из идеи, что школа, высшие учебные заведения, да и вообще воспитание в целом, погружают человека в концепции и закрывают от него реальность. Частично в этом есть доля правды. Однако следующий вывод, который нередко делается из этого, о том, что всю цивилизацию нужно выбросить, как ненужный хлам, не думаю, что правилен. Примерно в этой же плоскости пасутся идеи об экологической жизни вдали от городов, о возвращении к природе и сельскому образу жизни, об отказе от современной медицины в пользу исключительно народной, а то и эзотерической и т.п.
Как я понимаю, всё это вошло в моду как раз таки потому, что люди выросшие исключительно в городах и на благах цивилизации начинают идеализировать стиль жизни я-ля Аватар на Пандоре. Не редко сталкивался с тем, что такие люди даже не знают, как сажать картошку или с какой стороны подойти к корове, чтобы подоить. Соответственно они видят такой природный образ жизни в пасторальных тонах и не понимают, что жизнь на селе и тем более в лесу - это экстрим.

Увы. Люди вообще склонны идеализировать то, в чём не разбираются. Не понимают, что в глухой деревне на духовные изыскания и умиление природой времени частенько не остаётся - надо дров запасти, сена накосить, за скотиной ухаживать (если уж деревня глухая, то жить на самообеспечении надо). А если заболеешь, то подорожник и ромашка спасут далеко не всегда. Банальный аппендицит может стать фатальным. Цивилизация тем и хороша, что упрощает быт, оставляя время для самокопания. :smile:
София F
Аватара
Репутация: 628
Сообщения: 323
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#15 Акхандха » 26.05.2014, 14:38

София писал(а):надо дров запасти, сена накосить, за скотиной ухаживать
а в это время тренировать осознанность :smile: для ее развития совсем не обязательно сидеть в лотосе на подушке для медитации.
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 София » 26.05.2014, 14:46

Акхандха писал(а):а в это время тренировать осознанность для ее развития совсем не обязательно сидеть в лотосе на подушке для медитации.

Если человек готов к тому, что его ожидает после переезда в ту же деревню, то он и осознанность будет тренировать, и для сидячей медитации время найдёт, и вообще всё у него нормально будет.
А если не готов, то вполне может "потеряться" в реальности, которая совсем не похожа на его мечты о том, как он сидит на завалинке, жуёт травинку и читает сутты. :smile: Только настроился осознанность практиковать, как корова к штанам сушащимся подобралась и жуёт их, в печке дымоход забился, и весь дом в дыму, в тиши огорода колорадский жук доедает чахлую картошку... Не знаешь, за что и как хвататься, паникуешь, интернета нет, нагуглить негде. Мало кто тут сохранит осознанность. Да и зачем сознательно ставить себя в ситуацию, к которой не подготовлен?.. Она только всё усложнит.
София F
Аватара
Репутация: 628
Сообщения: 323
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#17 Акхандха » 26.05.2014, 15:33

София писал(а):Да и зачем сознательно ставить себя в ситуацию, к которой не подготовлен?..
Это верно. Идеализировать не стоит.
Я например жила в деревне и вела быт - уставала ужасно. На умиление природой время оставалось) Я всё время пребывала в радости, что вокруг такая природа)
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#18 Кир Лугин » 26.05.2014, 23:13

София писал(а):Насчёт "самого счастливого народа": не думаю, что женщина, мучительно умирающая из-за проблем и отсутствия помощи во время трудных родов, была счастлива. Или младенец, который по какой-то причине не может сосать грудь матери и помирает от голода. Или ещё кто-нибудь, "желающий умереть, а не выжить", пока племя безучастно занимается своими делами.

Такое ощущение, что у людей этого племени нет эмпатии, сочувствия.

Кстати, насколько понимаю, постоянный недосып может вызывать эйфорию и чуть ли не галлюцинации (сцена с "К нам пришёл дух предка, стоим, общаемся"). А у них ещё и недоедание плюсом к недосыпу.
Ведь никто и не говорит, что они не испытывают страдания. Например, те же затяжные роды, что меня тоже очень сильно шокирует, однако очевидно, что они не привязываются к этим событиям и не длят их в голове.

Про детей Вы все-таки несколько преувеличили оригинал. Речь всего лишь идет о кормлении по требованию. Мы так Богдана кормили, когда он был только на грудном вскармливании. Хочет есть - есть, не хочет есть, не есть. Видимо Эверет писал когда было популярно питание по часам, потому это его удивило. Сейчас все равно как кто кормит. В поликлинике врач просто спрашивает, по времени кормим или по требованию. Богдан приходил на Весак, и все кто его видел, надеюсь не сомневались, что он в отличной форме.

Про эмпатию у меня была мысль, но тогда нужно признать, что у всего племени генетическая аномалия. Это как то сомнительно. Правда такое встречается. Но как Эверет с детьми и женой протянул там столько времени, а ведь у них били конфликты с пираха. Боюсь, что про отсутствии эмпатии его бы уже с нами не было.
Кир Лугин
Репутация: 37
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 04.05.2014
Традиция: Тхеравада

#19 Кир Лугин » 26.05.2014, 23:52

Топпер писал(а):Так с таким языком они не смогут куда-то ещё выйти. Нет языка, нет средств выражения сложных, абстрактных категорий (даже считать не могут). Не выйдут они в космос с таким подходом. Что касается знаний о мире - так ведь любой житель леса (в т.ч. животные) обладают им, живя в лесу.
С этим не поспоришь. Но ведь тут еще вопрос, нужен ли им этот космос и абстрактные категории. У нас самих то язык очень навороченный, однако в общении мы используем менее тысячи слов. А вообще можно обойтись трехстами и никто не заметит.
И это, как раз таки, не показатель чего-то хорошего. Это просто необходимость
А я бы назвал это высоким показателем приспособленности к данным условия. К слову вспомнил случай. Одна съемочная группа поехала снимать док. фильм в пустыню. Естественно с кучей крутого оборудования (цивилизация, космос, хороший словарный запас :smile: ) через пару дней у них накрылся генератор, а вместе с ним вся цивилизация и космос, пришлось искать местных "бедуинов" (не помню кто так жил), чтобы те им объяснили как тут можно без цивилизации прожить. Сами киношники потом и рассказывали про это со смехом, по Дискавери по моему.
Только ведь всё это бодхисатта делает от мудрости, преодолев земное. А эти индейцы от невежества. Точно также одно животное не будет сильно печалиться о смерти другого. Просто подойтёт, понюхает и уйдёт.
С этим согласен. За исключением того, что не про всех животных такое можно сказать. Например недавние исследования показали , что слоны сопереживают друг другу. http://www.nat-geo.ru/article/4757-slonyi-soperez ... drugu-kak-lyudi/#ixzz2uFIBOfK5
Кир Лугин
Репутация: 37
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 04.05.2014
Традиция: Тхеравада

#20 Кир Лугин » 27.05.2014, 00:26

София писал(а):Увы. Люди вообще склонны идеализировать то, в чём не разбираются. Не понимают, что в глухой деревне на духовные изыскания и умиление природой времени частенько не остаётся - надо дров запасти, сена накосить, за скотиной ухаживать (если уж деревня глухая, то жить на самообеспечении надо). А если заболеешь, то подорожник и ромашка спасут далеко не всегда. Банальный аппендицит может стать фатальным. Цивилизация тем и хороша, что упрощает быт, оставляя время для самокопания. :smile:
Я понимаю, что речь уже пошла несколько о другом, о жизни в деревне. Однако разрешите прокомментировать Ваше высказывание с точки зрения данной темы.
Видимо пираха в данном случае сильно повезло. "Даже опытный Нимуендажу, говоря о характерных чертах индейцев, называл их «чрезвычайно ленивыми». Никто из них не занимается творчеством, среди них нет выдающихся певцов, танцоров или художников. В их жизни отсутствует соревновательный элемент — целыми днями они могут сидеть или лежать без дела, не проронив ни слова." При этом заметьте, племя впервые обнаружили около 300 лет назад. Это надо учитывать. За все это время они не умерли от плохой медицины, не умерли с голоду от ленного образа жизни, не сошли с ума от недосыпа, ни и т. д. и т.п. То есть нельзя отбрасывать фактический материал. Они живут и здравствуют.
Вот я думаю, а можно ли предположить, что им просто так повезло, что они нашли идеальную природную нишу и идеально к ней приспособились. И просто (если угодно тупо) наслаждаются жизнью.
Кир Лугин
Репутация: 37
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 04.05.2014
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в РАЗНОЕ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 19 гостей