Страница 1 из 4

Кризисы веры

Сообщение #1Добавлено: 14.07.2014, 14:40
Epihod
Желаю всем здравствовать! Мне стало интересно в развитии такого качества как вера, да и на пути практики, сталкиваетесь ли вы с кризисами? И в чем причина этого явления? Что помогает бороться с возникшими сомнениями? И какие постулаты чаще всего вызывают сложности? Вопросы эти для меня не праздные. Периодически (и сейчас как раз такой период) у меня возникают крамольные мысли: вдруг Будда был не прав? Возможно есть другой путь избавления от дукхи. Существо с безначальных времен перерождается и, осознав неудовлетворительность сансарного бытия, после встречи с Дхаммой начинает практиковать Благородный Восьмеричный Путь. Отбрасывая путы, существо достигает Ниббаны и после окончания жизни Париниббаны и все. Внезапно я осознал, что это меня пугает. Видимо ударяюсь в крайность нигилизма :facepalm: . Или боюсь небытия :fear: . Понимаю умом, что это крайнее воззрение, что рассматриваю проблему через призму несуществующего в действительности "Я", что нечему аннигилировать, но все равно снова и снова возвращаюсь и мусолю в голове этот вопрос. Существует принцип по которому система не может объективно анализировать саму себя. И человек как сложная психосоматическая система не исключение. Получается чтобы осознать в полной мере принцип анатты, нужно выйти за пределы системы. Соответственно рассматривать все процессы как наблюдатель :lupa: . А это имхо уже очень высокий уровень. Как же быть на нынешней стадии развития?! Прошу высказаться тех у кого было что-то похожее, и как вы с этим справились.

Видимо путь не линеен, дисперсия кидает нас от воодушевления или какого-то маленького прозрения к упадку или кризису. Тут главное чтобы по средним показателям движение шло по наклонной... вверх :yes:

Сообщение #2Добавлено: 14.07.2014, 14:48
masterjack
ничего не ждите и вы никогда не будете разачарованны.
+
не стоит сопротивляться жизни, просто поступайте наилучшим образом.

Сообщение #3Добавлено: 14.07.2014, 14:55
Акхандха
Epihod писал(а):Отбрасывая путы, существо достигает Ниббаны и после окончания жизни Париниббаны и все. Внезапно я осознал, что это меня пугает. Видимо ударяюсь в крайность нигилизма. Или боюсь небытия
:smile: Знакомо! жажда существования))
есть страх, рассмотрите что он из себя представляет. КТО (!) и чего конкретно боится? страх всегда связан с желанием. Что это за желание? желание продолжать видеть, слышать, а может быть с кем-то рядом? или что-то сделать? так можно выяснить что за привязанность Вас держит.

Epihod писал(а):возникают крамольные мысли: вдруг Будда был не прав?
у меня возникают крамольные мысли на тему: а вдруг париниббана не вечна? :) по логике, все причины становления уничтожены и должна быть вечна. Но вдруг есть еще какой-то механизм (учитывая мутную тему безначального существования существ), который запускает дуккху? то есть, вот так вот побалдеешь, а потом бац - и опять родишься где-нибудь...

Сообщение #4Добавлено: 14.07.2014, 15:22
masterjack
были и у меня такие мысли:
что если с последним пробужденным произойлет
вселенский взрыв и опять куски сознания разлетятся по вселенной, по аналогии с материей
в этой самой вселенной .
но на данном этапе это мысль - объект ума
которую нужно наблюдать.
сатипатхана наше все.
там ищи выход.

Сообщение #5Добавлено: 14.07.2014, 15:26
Акхандха
masterjack писал(а):что если с последним пробужденным произойлет
вселенский взрыв и опять куски сознания разлетятся по вселенной

сознание делится на куски только при наличии определенных условий (страхов, ненависти, обид, занятий колдовством).
если этих условий нет, то сознание ведет себя как единое целое. так что у пробужденного на куски не разлетится))

Сообщение #6Добавлено: 14.07.2014, 15:37
Рейн
Epihod писал(а):сталкиваетесь ли вы с кризисами?

известное явление для уровня Витарки, с этим не сталкиваются либо фанатики ,либо те кто уже прошел стадию Витарки.(Вичикитса, Вичикиччха, Сандеха.)

Витарка характеризуется такими позициями.
Предположение. Сомнение. Скептицизм. Размышление. Рефлексия. Направленность сознания, интенция. Выбор объекта для медитации. «Неясный шепот сознания»
. Форма дискурсивного мышления на ранних стадиях духовной практики. Грубый, предварительный подход к выделению объекта, оценка его с точки зрения поставленной цели, мотивации.


исходя из этого, сомнения в вере и разнообразные кризисы довольно известное явление на уровне Витарки.

следующий уровень Вичара!
там будет поменьше скептицизма и кризисов, так как направленность сознания уже другая и в ней поменьше предположений и сомнений.

Вичара -Тонкое, по сравнению с витаркой, состояние сознания. Этап удержания, фиксации сознанием объекта после отбора его на уровне интенции (витарка). Безоценочное уточнение объекта как целостности. Форма дискурсивного мышления перед погружением в созерцание.

психологическим языком ВИЧАРА - это интроспекция, которая направленна вовнутрь(субъект) а не наружу (объект).


так что для Витарки вполне нормально...
Epihod писал(а):у меня возникают крамольные мысли: вдруг Будда был не прав?

все испытывается на прочность!
если что либо слабое ( в том числе и вера) .. то
слабая вера должна разрушиться ... показав несостоятельность убеждений на которых она возникла...
-или УКРЕПИТЬСЯ что позволит утердиться в избранном пути и пройти далее на следующий уровень..

Сообщение #7Добавлено: 14.07.2014, 15:47
masterjack
сознание делится на куски только при наличии
определенных условий (страхов, ненависти,
обид, занятий колдовством).
тоже Гарри Поттера читали?

Сообщение #8Добавлено: 14.07.2014, 15:48
Рейн
masterjack писал(а):были и у меня такие мысли:что если с последним пробужденным произойлетвселенский взрыв

это тоже известное психологическое ощущение которое возникает у многих,
то, что для сознания в целом является пробуждением, то для нашего ЭГО - представляется РАЗРУШЕНИЕМ и ВЗРЫВОМ.

в процессе духовных практик или даже на уровне столкновения ума с проповедью ОСВОБОЖДЕНИЯ, возникают ощутимые сдвиги в сознание, когда привычные пласты установок и мотиваций не выдерживают и сдвигаются, уступая место новым возрениям.
Эго всегда вопринимает такие кардинальные сдвиги как разрушительные для себя, что уж говорить о том когда Эго сталкивается с мыслями
"о последнем пробуждении".

Сообщение #9Добавлено: 14.07.2014, 15:57
Акхандха
masterjack писал(а):тоже Гарри Поттера читали?
не читала и не собираюсь.

Рейн писал(а):то, что для сознания в целом является пробуждением, то для нашего ЭГО - представляется РАЗРУШЕНИЕМ и ВЗРЫВОМ.
100%!

Сообщение #10Добавлено: 14.07.2014, 17:54
SV
Что помогает бороться с возникшими сомнениями?

Неправильно направленное внимание - возможная причина для сомнений. Неправильно направленное, т.е. направленное на вещи, которые вызывают сомнение и в принципе не способны сомнение устранить, т.к., например, непроверяемы (как минимум в данный момент) или изначально взывают к критике и скепсису. Помню на БФ был некий Alex, который всё время изучал вопрос о том, как устроен мозг, какие взаимодействия с мозгом влияют на сознание, и всё по этой теме. Т.е. пытался подойти к вопросу о сознании с точки зрения современной медицины и науки, и этим развеять свои сомнения в отношении нематериальности сознания. Естественно у него не только ничего не получилось, т.к. научная парадигма в этом вопросе - наглядно показать, что сознание материально и является продуктом мозга - но и усугубилось. Чем больше он читал статей на эту тему, тем больше у него становилось сомнений. Это - просто пример вот такого постоянно осуществляемого неправильно направленного внимания.

На мой взгляд, две вещи будут полезными для устранения сомнений. Первое - не думать слишком много на те темы, которые далеки от твоего уровня практики. Этот метод активно применяют многие буддийские учителя со стажем по отношению к жаждущим неофитам. Второе - постоянно пересматривать и держать в уме те плоды практики, которых удалось достичь. Может быть, плоды - громко сказано - но тем не менее. Т.е. нужно постоянно вспоминать и напоминать самому себе каким ты был до, каким ты стал после, каким ещё ты стал ещё через столько-то времени, и так далее. Если практика осуществлялась правильно, то можно будет вот таким ретроспективным знанием увидеть прогресс - а нет ничего более укрепляющего на пути, чем непосредственное видение результатов.

Кроме этого, очень внимательно читая лекции Будды, можно увидеть, скажем так, его гений во многих вопросах. По мере жизненного опыта, и буддийского в том числе, становится понятным почему он говорил о том или об этом, почему какие-то вещи особенно подчёркивал. Всякие мелочи и детали, на которые обычный человек при прочтении сутт не обратит даже и внимание, для опытного буддиста становятся очередными признаками просветлённости Будды.

Сообщение #11Добавлено: 14.07.2014, 18:02
Mira
С сомнениями, думаю, сталкиваются почти все. Но их разрешение - это такая тонкая и индивидуальная работа, что порекомендовать что-либо может быть не просто.

Если у меня возникают страхи или сомнения, то я концентрируюсь на тех аспеектах, которые приемлю безоговорочно (вера в карму, перерождения, жажда как основа страданий, восьмеричный путь), говоря себе, что мне пока нехватает мудрости, чтобы верно понять какие-то вещи, но с течением практики, возможно, верное понимание появится. Главное - продолжать практиковать по мере своих сил. После таких мыслей мне заметно легчает.

п.с. пока набирала, Сергей запостил свое. Лучше не скажешь, вот что значит - продвинутый практик! :medit:

Сообщение #12Добавлено: 14.07.2014, 18:15
masterjack
наверное каждому свое.
мне изучение статей о функциях моска дало
понимание об "искуственности" я-эго
о привычке как функции моска по отношению
к окружающему миру и как следствие - цепляние.
также что конструеция ум-тело и конструкция разума две разные штуки.
и мингьюр ринпоче там же.

Сообщение #13Добавлено: 14.07.2014, 19:32
Киттисаро-ушёл
Восприятие анатты это вообще высший уровень практики, приходящий только с плодом архатства. До достижения этого плода можно только размышлять на эту тему в ключе, указанным Буддой. Недостаток знаний об анатте при этом (видения как есть) надо восполнять верой в Три Драгоценности.

Мне в свое время понравилась статья "Физиология сенсорных систем" - http://vetstudent.info/meloch/noz/ch4.htm
Очень полезная информация для практики размышлений об анатте, в довесок к тому, что об этом говорил Будда.

Сообщение #14Добавлено: 14.07.2014, 20:51
Vagga
Кризисы веры
Странно. Имея Какон какой может быть кризис веры?

Сообщение #15Добавлено: 14.07.2014, 21:46
Панньятисса
у меня лично сомнений в истиности Учения Будды никогда не возникало.

Сообщение #16Добавлено: 14.07.2014, 21:52
Рейн
Панньятисса писал(а):у меня лично сомнений в истиности Учения Будды никогда не возникало.

:agree:
само учение Будды тоже никогда не возникало!
оно безначальное! и вневременное!
Учение Будды есть прямо сейчас, и оно ничем не отличается от того, что было 100 или 2000 лет назад.

традиции и концепции, эти да, возникают и исчезают развиваются или приходят в упадок.
Но не учение Будды!

Сообщение #17Добавлено: 14.07.2014, 22:08
masterjack
так я читал
что сам Будда в сутте о 8 неподходящих моментах
упоминал возможность отсутствия в мире
Учения и Учителя

Сообщение #18Добавлено: 14.07.2014, 23:03
Рейн
masterjack писал(а):упоминал возможность отсутствия в мире Учения и Учителя

но не об отсутствии мудрого внимания, которое является условием правильного возрения!
при отсутствии мудрого внимания, даже при наличии в мире Учения и Учителя.. правильное возрение не может возникнуть.
мудрое внимание, такое условие, которое может быть доступно каждому независимо от места, времени, учителя или учения..


«Друг, сколько всего условий для возникновения правильных воззрений?»
«Друг, есть два условия для возникновения правильных воззрений: голос другого и мудрое внимание. Таковы два условия для возникновения правильных воззрений». (Махаведалла сутта: )


а голос другого??

такой всегда найдется!
:agree:
главно мудрое внимание!
даже если другой будет говорить о чем ему будет угодно, мудрое внимание приведет к правильным возрениям.. через... провоцируемое или непровоцируемое, предметное или беспредметное освобождение ума...


"..Если говорить о беспредметном освобождении ума, то непровоцируемое освобождение ума считается самым наилучшим
."Махаведалла сутта: )[/color]

Сообщение #19Добавлено: 14.07.2014, 23:09
Рейн
Похоже говоря в различных источниках о Учении или Учителях. об их наличии или их отсутствии, речь скорее идет о том, что в какой то момент , где то,не будет тех, кто готов проявить мудрое внимание!
как только таковой созревает,(через освобождение ума) сразу обнаруживается и УЧЕНИЕ, которое всегда и было!

собственно именно так было и с самим Буддой!

Сообщение #20Добавлено: 15.07.2014, 06:57
balabust
ну я вспоминаю 4 истины
разве мы не страдаем?страдаем
разве все тело не из земли?из земли
почему не страдаем от земли внешней, но страдаем от земли "внутреней" глупые потому-что)