Белов писал(а):И кстати, раз уж заговорили на эту тему. Пример концлагерь. Кто большее причастие имеет к тем смертям? Те, кто вёл в камеры, те, кто охранял, или те кто кормил тех, кто подавал газ в эти камеры? На ком лежит вина, а на ком нет? Кто виноват больше, непосредственный исполнитель, или организатор? А как быть с теми, кто пользовался плодами этих лагерей? Всегда есть выбор, поступать как все либо поступать обдуманно.
Это очеь глубокая тема. Но постараюсь описать "со своей колокольни"
Начнем с того что нет действия, которое бы не имело последствий, то есть каммы. Вот почему некоторые миряне уходят в монахи, а некоторые монахи уходят в затворники.
С одной стороны "сознательность" убийства. С другой стороны "пособничество" в убийстве. И то, и другое ведет к камме как действия. Проявление каммы непропорционально ни по "тяжести" действия, ни по "виду" действия. Если кто.то убил, то этот кто.то мучается в низших мирах. То есть не то что его тоже убьют; но он будет мучиться бОльшими страданиями нежели мучился тот кого он убил, и он будет мучиться гораздо дольше, нежели мучился тот кого он убивал. То же, кстати и с благими деяниями - "рай" это намного больше и дольше совершенных благих действий. Отмучился в аду - опять в мир похожий на наш; отлежался в раю - приветствуем тебя на земле нашей, или подобной, где действует относительно "нейтральная" камма. Этим наш мир и уникален.
Если взять пример поэкзотичнее: одному завязывают глаза, дают револьвер в котором холостые чередуются с боевыми, и он стреляет в человека, слышит выстрел, но не знает, убил или нет. В таком случае осознание того, что мог убить - уже плохая камма, если убил - тем более. В любом случае непропорциональность действия-следствия ведет в "низшие миры" на приличный "срок". Вот почему надо осознавать свои поступки, быть бдительным.
Еще более экзотичный вариант: кто.то простывший едет в метро, чихает, заражает другого, и этот другой умирает от болезни. Вроде, кажется, он тут даже вообще ни при чем, но камма не может не возникать, и она возникает. Вот почему джайнисты ведут себя именно таким образом, и вот почему приходят к затворничеству.
Так что, в случае с конслагерем, картина проясняется - хочешь, не хочешь, знал не зна, но если твои действия повлекли к увеличению страданий другим - wellcome to the hell.