PavelPAS писал(а):Будда это Будда, он жил не здесь и люди тогда были другие.
Люди всегда примерно одинаковы (только квартирный вопрос их немного испортил)
PavelPAS писал(а):В массе своей последователи Будды ещё до встречи с самим Готамой отлично умели входить в джханы, благо что дело несложное и учителей каких-то медитаций тогда было много, недостатка не было. Будда работал с теми людьми что есть и сказки (художественные формы описания) сочинял соразмерно тому, что люди могли понять. Сейчас другое время и методы нужны другие. Во времена Будды базовое обучение медитациям проводили брахманы, сейчас эта ниша пуста, особенно в наших широтах.
В массе своей люди ни в джханы входить не умели, ни у брахманов не обучались.
В массе своей к Будде приходили простые люди: торговый люд, землепашцы, солдаты и т.п. Какие там джханы, если даже Анатхапиндика, который каждый день ходил в монастырь к Будде про 4БИ и 3ХС только на смертном одре узнал.
Да, действительно в суттах сохранилось много диалогов с "профессиональными искателями духовности" которые приходили к Будде и задавали сложные вопросы. Но тут нужно понимать, что это потому и сохранилось в суттах, что было отнюдь не массовым явлением. Это именно, что профессионалы: аскеты, йогины, выпускники брахманских школ, бродячие проповедники,сами брахманы. Но все эти ходоки - лишь небольшой процент населения Древней Индии.
Что касается нравственности, то про неё трубят на каждом шагу и без буддизма, всем это набило оскомину.
Так нравственнее стали? я и среди буддистов других традиций вижу и пьющих и гулящих. Это о чём говорит? Только о том, что базовые вещи не усвоены. А раз так, то про них нужно вновь и вновь говорить.
Также называя щедрость "полезной" вещью боюсь в этом будет сложно убедить кого-то другого. Ну реально, звучит как "плОти нОлОг"
Раз у вас такие ассоциации возникли, то это говорит о том, что вы и этого не понимаете.
Щедрость - основа практики. Это средство борьбы с алчностю на внутреннем уровне. А на внешнем - это средства поддержки буддизма. У нас в стране часто проводят платные мероприятия, семинары, затворы и т.д. именно по причине того, что принцип щедрости не укоренился. Отсюда входные билеты и т.п.
А буддизм так развиваться не может.
. Про воздаяние на небесах - про это тоже люди слышали 100500 раз от православных, восприимчивые уже воцерковлены, остальным не интересно.
От того, что это слышали от православных эта информация становится менее правильной?
Нет, не становится. И в православии и в буддизме добрые дела помогают перерождению в раю, а злые - в аду.
И вопрос. Вот начнёте вы про нравственность. А вам в ответ "в церкви-то когда в последний раз были?" и "на храм Божий сам-то жертвуешь?"
За все годы моего общения с людьми подобные вопросы не задали
ни разу.
PavelPAS писал(а): Вообще, очень желательно говорить ТОЛЬКО на современном языке тщательно избегая спецтерминов из пали. Они у людей ассоциируются с шаманизмом, херомантией, попытками пускать пыль в глаза запутывая окружащих (и не могу сказать, что эта скептическая критическая точка зрения всегда неверна). Потому людям надо показать что-то, чтобы они сами попросили "а есть ещё чо прикольное".
Вы сейчас говорите о своих личных проекциях, а не о том о чём в массе думают люди при общении.