Просто в суттах мало говорится о практики во сне, зато в учении йоги практика во сне довольно толково раскрыта. А суть высказывания тут видно в том, что когда человек достиг Пратьяхары (отвлечения чувств от объектов), он входит во внутренние психическое пространство (Свапну — сон со сновидениями) концентрируется там, на ментальном образе (прятьяе) и такой тип созерцания именуется дхьяной.Ringelblume писал(а):Деви Бхагавата Пурана говорит о дхьяне:
Сосредоточенным умом, заключённым внутрь сознания, в Атмане Иштадэваты созерцание называется дхьяной.
а может не стоит на этом форуме писать нечто из ,,учения йоги,,
или вот такие высказывания бхагаванов - махамеганов не о чем ?
Пратьяхара – это видно то, что в тхереваде называется устранением пяти помех.
Прятьяе(ментальный образ) – это должно быть так называемая нимитта.
"Для меня было поразительным открытием узнать, что каждый, кто переживает нимитту, испытывает одно и то же! Разница в том, что медитирующие объясняют свой опыт по-разному. Некоторые видят нимитту как белый свет, другие как золотой, третьи – как насыщенный голубой. Одни видят её как круг, другие – как нечто продолговатое; одни говорят, что у неё чёткие края, а другие – что её края расплывчаты. На самом деле практикующие приводят бесчисленные характеристики нимитт. Самое важное – это знать то, что ни цвет, ни форма не имеют значения. Восприятие окрашивает нимитту и придаёт ей форму лишь для того, чтобы вы могли осознать её»."
(Аджан Брахм)( http://www.theravada.ru/Teaching/Works/jhana-wars-jastin_merit.htm)
Дхарана – это видимо направление и удержание внимания на нимитте.
Дхьяна – это сам процесс протекания созерцания.
В первых четырёх джханах ум концентрируется на таком ментальном образе.
А при переходе к бесформенным сферам ментальный образ отбрасывается и остается только чистое недвойственое пространство сознания.
В йоге как я понял это называется Джаграт Сушупти или бодрствование в глубоком сне без сновидений.
"Сон без сновидений – это состояние сознания без образов.
В отличие от состояний бодрствования и сна со сновидениями, в сушупти отсутствует объективность, то есть нет пратьяи.
Турия (чатурия) в переводе с санскрита означает «четвёртый» и употребляется для обозначения состояния Брахмана. Четвёртое состояние относится к трём предыдущим и является их кульминацией в самадхи (состоянии отсутствия собственной индивидуальности).
Йога Васиштха о турии:
Состояние, в котором ум свободен от движения мысли и в котором существует только ощущение мира, известно как состояние «глубокого сна в пробуждении». Находящийся в нём живет непроизвольной жизнью, освобождённый от любого типа умственных отвлечений и расстройств, не озабоченный короткой или долгой жизнью. Когда состояние «глубокого сна в пробуждении» полностью созревает, оно известно как турия или четвёртое состояние."( http://atalisman.ru/chetyre-sostoyaniya-soznaniya/)
"Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной [лишь] познанием, [не являющейся] ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной – считают четвертую [стопу]. Это Атман, это надлежит распознать."( http://psylib.org.ua/books/upani01/txt11.htm)
Наверное, если быть более точным, то это состояние должно соответствовать восьмой джхане (нева-саннья-на-санньятана).
Мир «ни-восприятия, ни не-восприятия» – нева-саннья-на-санньятана. Это высшая точка сансары. Эти существа не испытывают отвращения к восприятию, но уже дошли до пороговой точки, когда восприятие их «не интересует». Тем не менее, нельзя сказать, что сознание у них полностью отсутствует. Достижению этой сферы учил Уддака Рамапутта (второй из учителей Будды), который думал, что это достижение является просветлением. Однако, это достижение действительно очень близко к выходу из сансары. В суттах говорится, что следующим медитативным достижением является прекращение восприятия и чувствования (ниродха-самапатти), т.е., по сути, ниббана».( http://www.theravada.ru/Teaching/Glossary/arupa-loka.htm)