На одном другом ресурсе под тоннами флуда и флэйма было откопано кое-что по делу.. монах Радеукс кой-что пишет по этому вопросу:Топпер писал(а):О ложных достижениях запрещено рассказывать. И показывать иддхи на потеху публике.
и об истинных <достижениях> запрещено, потому нормальные монахи и молчат. Они соблюдают правила. 4-я параджика и 8-я пачиттия об одном и том же, только в первом случае достижений заведомо нет, и монах врёт о них, а во втором они есть, или монаху кажется, что они есть, и говорит он правду, но говорит её не бхиккху (anupasampanna)....
- Скрытый текст
- Говорить, используя косвенную речь или намёки - смягчает 8-ю пачиттию до дуккаты, а Комментарий добавляет сюда также и жесты.
Что именно является предметом такого ненадлежащего огласке также дано, прям большим списком, и там реально много всего:
Uttarimanussadhammo nāma - jhānaṃ vimokkho samādhi samāpatti ñāṇadassanaṃ maggabhāvanā phalasacchikiriyā kilesappahānaṃ vinīvaraṇatā cittassa suññāgāre abhirati. (Суттавибханга, Параджика 4)
- meditative absorption (jhāna): the four jhānas;
- emancipation (vimokkha): the emptiness (suññatā) emancipation, the theme-less (animitta) emancipation, and the non-directed (appaṇihita) emancipation;
- concentration (samādhi): the emptiness concentration, the theme-less concentration, and the non-directed concentration;
- meditative attainments (samāpatti): the emptiness attainment, the theme-less attainment, and the non-directed attainment;
- knowledge-and-vision (ñāṇa-dassanā): knowledge of past lives, knowledge of the passing away and arising of beings, and knowledge of the ending of mental effluents (āsava);
- path-development (magga-bhāvanā): the 37 Wings to Awakening (bodhipakkhiya-dhamma) — the four establishings of mindfulness, the four right exertions, the four bases of power, the five faculties, the five strengths, the seven factors for Awakening, and the noble eightfold path;
- the realization of the noble fruits (phala-sacchikiriya): the fruit of stream-entry, the fruit of once-returning, the fruit of non-returning, and the fruit of arahantship;
- the abandoning of defilements (kilesappahāna): the abandoning of passion, aversion, and delusion;
- the mind's freedom from hindrance (vinīvaraṇatā cittassa): the mind unhindered by passion, aversion, and delusion; and
- delight in an empty dwelling (suññāgāre abhirati): the delight in an empty dwelling stemming from the four jhānas.
BMC1
Также есть и запрет на демонстрацию мирянам иддхи, это дукката из Кхандхаки 15.
na, bhikkhave, gihīnaṃ uttarimanussadhammaṃ iddhipāṭihāriyaṃ dassetabbaṃ. Yo dasseyya, āpatti dukkaṭassa
Monks, a condition of further-men, a wonder of psychic power is not to be exhibited to householders. Whoever should exhibit them, there is an offence of wrong-doing (Хорнер)
Любопытно, здесь речь не о всяком не-бхиккху, а о гихи (гахапати), то есть о домовладельце. Значит показывать фокусы саманере можно, а рассказывать об их природе, как будто бы и нет.
В этом плане я думаю что расспрашивать монахов о джханах - не совсем плодотворное занятие со стороны мирян. Причем ИМХО дело даже не в том, что мирян этому не научить. Не-монах может заявить об уже достигнутых джанах перед монахом и распрашивать с позиций уже имеющегося опыта, но ничего хорошего из этого не получится. Такие заявления ставят монаха в неловкое положение, т.к. не дают ни одному из монахов ответить тем же, что во-первых, быстро сводит дискуссию на нет (монахи жадничают делиться знанием!!!) а во-вторых - ещё и дискредитирует монахов в глазах окружающих мирян, т.к. типа мирянин красуется, а ни один из реально современных монахов ответить не может (монахи ничего не могут, только тупо лыбятся!!!) . Монахи вынужденно переводят диалог на комментаторские тексты, но вот по ним уж точно мирян лучше не учить.