Здравствуйте! На Весаке общался с монахом-саманерой Анандой и рассказывал ему дзэн-буддийскую притчу "Противоречие". Он сказал, что это есть где-то в суттах, конечно, не точь-в-точь, но где-то Будда почти таким же образом наставляет ученика, просто здесь, как сказал монах-саманера Ананда, притча во многом правильная. Хотел спросить, есть ли что-то подобное в Палийском каноне, есть ли сутта или сутты, где ученики спрашивали Будду, почему одни глупые, другие умные, одни красивые, другие безобразные, вот прям резко спрашивали, лоб в лоб вопрос, а он им говорил "отбросить ум"??? Вот сама притча:
"К дзэнскому мастеру пришёл ученик и спросил:
- Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными? И не говорите мне о кармах, что всё это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого ещё не было?
Мастер повёл его в сад и сказал:
- Вот это дерево большое, а это - маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это - маленькое. Нет никакой проблемы!"
Есть ли схожие с этой притчей сутты из Палийского канона? И скажите пожалуйста, что здесь тхеравадинское, а что НЕ-тхеравадинское? Я сразу вижу, что "Бог создал" - это уже следует отделить... а дальше не знаю. "Отбросить ум" - это Тхеравада или Дзэн? Часто слышал от последователей Дзэн-буддизма, что на определённом этапе ум необходим, но потом он становится препятствием и его надо отбросить. А так ли учил Будда?