#3 Tilakkhana » 04.07.2019, 16:12
Будда иногда демонстрировал паранормальные силы, хотя и не поощрял этого в других. Татхагата прибегал к иддхи лишь в исключительных случаях, ради обращения неверующих или побуждения учеников к ревностной практике. Такой притчи в суттах точно нет, это не стиль Будды – оценивать чужую жизнь в грошах и т.п. Кажется, что-то подобное есть в MN, где Учитель говорит какому-то брахману: зачем это хождение по водам, если есть мост? Но это надо уточнять, в какой сутте. С другой стороны, хождение по воде, как по земле, ныряние в землю, как в воду, чтение разума других и т.п. входит в традиционный перечень психических сил и может служить признаком успешной практики в джханах.
Важнее другое. Моральный и духовный подтекст, который всегда присутствует в демонстрации сил Татхагатой. В суттах Будда проявляет свое могущество с педагогической целью, например, чтобы обратить разбойника Ангулималу (MN 86): Ангулимала не может догнать Будду, хотя бежит во весь опор, тогда как Будда идет обычным шагом. В DN 24 Сунаккхатта оставляет Дхамму Будды, поскольку, по его мнению, Будда не обладает паранормальными силами. Будда показывает свои силы: предсказывает смерть неким аскетам, поднимается на высоту 7-ми пальмовых деревьев, испускает разноцветные лучи из своего тела, etc. В MN 49 Будда демонстрирует на небесах иддхи "исчезновения", тогла как Брахма и Мара терпят поражение, не умея скрыться от его всевидящего глаза (метафора паранормальной силы).
Есть сильное место в DN 16 (1.33-34), где Будда, уже перед Париниббаной, подходит с учениками к разлившемуся Гангу и видит, как множетсво людей суетятся там в поисках переправы или плота, или лодки.
Тогда Будда, так же быстро, как сильный человек может согнуть свою руку или выпрямить согнутую руку, применив иддхи, исчезает с этого берега Ганга и оказывается на том берегу вместе с сангхой бхиккху.
После чего произносит следующие стихи:
Желая переправиться через море, озеро или реку,
Люди сооружают мост или плот –
В то время как мудрые уже на том берегу.