Список форумов › Теория и практика › ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ
Можно сказать, что шире. О всех обусловленных явлениях. Патиччасамуппада - как частный случай.Tilakkhana писал(а):Мое мнение, речь в стихах Ассаджи идет о Патиччасамуппаде.
Но причинные связи - это не только Патиччасамуппада.Tilakkhana писал(а):Так Патиччасамуппада и касается только обусловленных вещей. То есть, обусловленных причинами. Необусловлена лишь одна Ниббана.
Такой вопрос в буддизме не ставится. Это вы его сейчас обозначаете.Tilakkhana писал(а):Тогда встает вопрос: как Будда определяет начало (причину) вещей и в чем видит их прекращение?
Tilakkhana писал(а):Это вообще можно отнести к классу бесполезных спекулятивных вопросов - если отрывать их от предмета высказавания Ассаджи.
Возникновение и прекращение дхамм описывается. А вот ПЕРВОПричина - нет.Tilakkhana писал(а): Если речь о всех дхаммах вообще, мы, как следует из гатхи, сталкиваемся с вопросом их возникновения и прекращения, почему и был задан этот вопрос.
В буддизме идея, что одна причина (только одна причина) даёт множество следствий считается ошибочной.Tilakkhana писал(а):О чем спор? Обратите внимание, что Ассаджи дважды в четырех строках говорит не о множестве причин, а об одной причине. То есть, если это одна причина в цикле Патиччасамуппады, то она же является и первопричиной (авиджджа или танха (в более сжатом варианте Патиччасамуппады). Ср. стих Дхаммапады: "Я нашел тебя, строитель дома!" – Будда о танхе). Речь в строфе Ассаджи может не обязательно идти о Патиччасамуппаде. Но другие варианты не названы.
А это и не простые философские спекуляции. Это - суть учения Будды. Об этом в тексте Сарипутта и говорит:К тому же, вряд ли бы Сарипутта достиг потока освобождения, если бы речь в стихах шла о простых философских спекуляциях.[
Нельзя было не ощутить, услышав эти слова гатхи, всего того этического и онтологического напряжения, который был заключен в ней. Это же был почти общий контекст всех моральных и философских исканий того времени, И Сарипутта отвечает на них своим достижением.
Tilakkhana писал(а):если бы речь в стихах шла о простых философских спекуляциях
Когда есть это, есть то.
С возникновение этого, происходит возникновение того.
Когда этого нет, то нет и того.
С прекращением этого, наступает прекращение того.
Когда странник Моггалана услышал это объяснение Дхаммы, к нему пришло безукоризненное, безупречное видение Дхаммы: «Все, что подвержено возникновению, подвержено прекращению».
с этим никто и не спорил. Вам уже выше написали, что Патиччасамуппада - один из вариантов причинно-следственных связей.Tilakkhana писал(а):Тогда, опираясь на эту сутту, можно сказать, что скорее всего в гатхе говорится об Ариясачча, и бхиккху Ассаджи как присутствующий при ее изложении выступает в своих стихах как свидетель и достигший первого пути. А Патиччасамуппада (в прямом и обратном порядке) в этом контексте может рассматриваться как дальнейшее углубление Четырех Истин.
Tilakkhana писал(а):Причина прекращения не названа участниками обсуждения.
Когда этого нет, то нет и того.
С прекращением этого, наступает прекращение того.
Tilakkhana писал(а):Допустим, в стихах Ассаджи говорится о всех причинных связях как таковых, затрагивающих весь порядок вещей. Тогда встает вопрос: как Будда определяет начало (причину) вещей и в чем видит их прекращение?
maudgalyayana писал(а):Первая причина - неведение - само не имеет причин, поэтому оно не возникает, как другие феномены, оно всегда уже есть и обуславливает остальные ниданы
То есть, если устранить неведение, никакая причина уже не приведет к возникновению неведения. Но все-таки, я не встречал в суттах, что неведение "возникает". Оно описывается как безначальное (подобно континууму мысли). Вот что говорит Будда:bergentroll писал(а):Неведение не является непроизведённым и постоянным. Просто в поддержке цепи возникновения корневой фактор.
т.е. оно становится необусловленной дхаммой, как и Ниббана?maudgalyayana писал(а):Но все-таки, я не встречал в суттах, что неведение "возникает". Оно описывается как безначальное (подобно континууму мысли)
Сейчас этот форум просматривают: 1 гость