Саманняпхала сутта.

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

#1 Савелов Александр » 18.06.2025, 22:35

Здравствуйте, такой вопрос:
В Саманняпхала сутте царь Раджагахи Аджаташатру задаёт такой вопрос Нигантхе Натапутте. Можно ли, досточтимый Аггивессана, указать таким же образом зримый плод отшельничества в этом зримом мире?»
На что получает ответ: «Великий царь, вот Нигантха сдержан воздержанием четырехчастной узды. Как же великий царь, Нигантха сдержан воздержанием четырехчастной узды? Великий царь, Нигантха воздерживается от всякой воды, и наделен всякою водою. И так, великий царь, Нигантха сдержан воздержанием четырехчастной узды. И поскольку, великий царь, Нигантха сдержан так воздержанием четырехчастной узды, он великий царь, зовется Нигантхой, чье «я» достигло цели, и чье «я» обуздано, и чье «я» стойко.

О чём здесь? О том , что Нигантха Натапутта будучи Джайнистом верил в то, что и умышленные и неумышленные действия это камма и поэтому держал суровую аскезу? Или здесь что то другое?
Что имеется ввиду под четырёхчастной уздой?
И почему Царь вначале называет обращается к практику как к Нигантхи Натапутте, а потом как к Аггивесане
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Верхнеуральск
Репутация: 155
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#2 Топпер » 19.06.2025, 09:17

Савелов Александр писал(а):О чём здесь? О том , что Нигантха Натапутта будучи Джайнистом верил в то, что и умышленные и неумышленные действия это камма и поэтому держал суровую аскезу? Или здесь что то другое?
Что имеется ввиду под четырёхчастной уздой?
И почему Царь вначале называет обращается к практику как к Нигантхи Натапутте, а потом как к Аггивесане
Это у джайнов нужно спрашивать. Их же доктрина.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2908
Сообщения: 2488
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#3 Савелов Александр » 23.06.2025, 23:33

Саманняпхала сутта: Плоды отшельничества
ДН 2

Плод практики – вторая джхана

И далее, великий царь, монах, подавив устремленный рассудок и углубленное рассуждение, достигает второй ступени созерцания – несущей внутреннее успокоение и собранность в сердце, лишенной устремленного рассудка, лишенной углубленного рассуждения, рожденной сосредоточенностью, дарующий радость и счастье – и пребывает в ней. Он обливает, заливает, переполняет, пропитывает это тело радостью и счастьем, рожденным сосредоточенностью, и не остается во всем его теле ничего, что не было бы пропитано радостью и счастьем, рожденным сосредоточенностью.
Подобно тому, великий царь, как озеро, питаемое водой, бьющей из-под земли, хоть и не будет иметь ни притока воды с восточной стороны, ни притока воды с западной стороны, ни притока воды с северной стороны, ни притока воды с южной стороны, и божество не будет время от времени надлежащим образом доставлять ему дождь, – но потоки прохладной воды, бьющей из-под земли, питая его озеро, обольют, зальют, переполнят, пропитают это озеро прохладной водой, и не останется во всем озере ничего, что не было бы пропитано прохладной водой, так же точно, великий царь, и монах обливает, заливает, переполняет, пропитывает это тело радостью и счастьем, рожденным сосредоточенностью, и не остается во всем его теле ничего, что не было бы пропитано радостью и счастьем, рожденным сосредоточенностью.
Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.

Немного не понятно, что имеется ввиду под собранностью в сердце?
Встречал ещё такую трактовку : Вторая стадия, на которой постигается собранность в сердце, управляющая деятельностью рассудка.
Судя по тому, что приводится пример с озером независящем от внешних притоков воды так как питается от подземного источника. То я думаю, что под собранностью в сердце имеется ввиду сосредоточение которое не могут поколебать внешние раздражители и для удержания которого монаху не нужно прикладывать усилий... Или я не правильно понимаю? Объясните пожалуйста.
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Верхнеуральск
Репутация: 155
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Топпер » 24.06.2025, 12:33

Савелов Александр писал(а):Немного не понятно, что имеется ввиду под собранностью в сердце?
Встречал ещё такую трактовку : Вторая стадия, на которой постигается собранность в сердце, управляющая деятельностью рассудка.
Судя по тому, что приводится пример с озером независящем от внешних притоков воды так как питается от подземного источника. То я думаю, что под собранностью в сердце имеется ввиду сосредоточение которое не могут поколебать внешние раздражители и для удержания которого монаху не нужно прикладывать усилий... Или я не правильно понимаю? Объясните пожалуйста.
По всей видимости это работа переводчика Сыркина. В оригинале вот так звучит: "Puna caparaṃ, mahārāja, bhikkhu vitakkavicārānaṃ vūpasamā ajjhattaṃ sampasādanaṃ cetaso ekodibhāvaṃ avitakkaṃ avicāraṃ samādhijaṃ pītisukhaṃ dutiyaṃ jhānaṃ upasampajja viharati"

т.е. слова "сердце" я не вижу. Идёт простое перечисление джхановых факторов.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2908
Сообщения: 2488
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#5 Савелов Александр » 24.06.2025, 13:16

Благодарю
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Верхнеуральск
Репутация: 155
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя

cron