Список форумов › Теория и практика › АБХИДХАММА
Федор писал(а):Сколько не читаю - никак до конца не могу разобраться с тем, что из себя представляет бхаванга.
Если это "Пустое сознание, то, что является непроявленным сознанием" по утверждению бханте Топпера, то почему оно является связующим звеном между жизнями, в перерождении? Ведь если оно пустое, то не несет каммический груз? Не формирует камму? А камма-то куда девается, если перерождается "пустая" бхаванга?
При чём здесь камма? Не каждый такт даже проявленного сознания камму формирует.Федор писал(а):Сколько не читаю - никак до конца не могу разобраться с тем, что из себя представляет бхаванга.
Если это "Пустое сознание, то, что является непроявленным сознанием" по утверждению бханте Топпера, то почему оно является связующим звеном между жизнями, в перерождении? Ведь если оно пустое, то не несет каммический груз? Не формирует камму? А камма-то куда девается, если перерождается "пустая" бхаванга?
Потому, что если его убрать получится, что сознание производно от материи. Т.е. классическая материалистическая позиция. Ведь если бхаванги нет, получается, что производящей причиной сознания выступит материя.почему оно является связующим звеном между жизнями, в перерождении?
Где я такое говорил?uwei писал(а):но не согласен с топпером, что в ниродха самапати - там есть только кая-дживит-индрия, даже бхаванги-нет.
Также соглашусь. Такой вариант более чем сомнительно выглядит. Бхаванга по определению не может быть обнаружена. Какой уж тут свет.также не соглашусь с некоторыми будд. вучоными, что это и есть pabhasarra-citta.
Топпер писал(а):Потому, что если его убрать получится, что сознание производно от материи.
Geksavit писал(а):а что такое бхаванга? по русски.
Так речь не о перерождении конкретно, а о всех актах сознания возникающих после перерыва (момент о том, что таковые "провалы" сознания происходят почти ежесекундно мы опустим, чтобы не загромождать) в деятельности. Например после обморока, комы, сна и т.п.uwei писал(а):так перерождение ж мгновенно, поэтому бхаванга-читта вне материи не существует все равно. чего вы так беспокоитесь?
Топпер писал(а):При чём здесь камма?
uwei писал(а):бессознательное как переводят. хотя не совсем по фрейду
читал трактат одного тхеры где он сравнивал бхавангу с фрейдовским бессознательным.
Мы о камме, как связующей силе между перерождениями говорим условно. Даже не с позиции сутты, а скорее с позиции мирского обывателя. Иногда так проще общаться.Федор писал(а):В том-то и вопрос. Если бхаванга - пустое сознание, каммически нейтральное, и в то же время является связующим звеном между жизнями, то где здесь роль каммы в перерождении? Или связующих звеньев несколько и они не связаны с друг другом? Или камма все-таки отражается в бхаванге?
Топпер писал(а):Например после обморока, комы, сна и т.п.
Федор писал(а):По Юнгу, может? :)
Федор писал(а):После обмороков просто кто-то помнит, кто-то нет эти "сны". Я помню.
А вот когда объекта нет - вот тогда бхаванга и наличествует.uwei писал(а):я не особо знаком детально с юнгом. может и есть параллели. бхаванга не то что бы пустое сознание (сознание не может быть пустым так как всегда имеет объект сознаваемый)
В целом да. Хотя у зародыша уже есть тело и сердечная основа. Т.е. телесное сознание у него уже может быть.это, может, теоретический концепт введеный для обозначения состояний где нет сознаний. к примеру у зародыша, при полной отключке.
поскольку я вижу то чему тождественен то наличие обьекта может означать что есть цепляние за "нама-рупу"?Топпер писал(а):А вот когда объекта нет - вот тогда бхаванга и наличествует.
Топпер писал(а):А вот когда объекта нет - вот тогда бхаванга и наличествует.
Топпер писал(а):А вот когда объекта нет - вот тогда бхаванга и наличествует.
P.S. Думал, что бхаванга читта не имеет объекта и тут получается противоречие с тем, что говорит Будда в суттах, что сознание возникает при условии (паччая) (см. например Махатанхасанкхая сутту, МН 38). Оказывается нет, вот http://www.vipassana.info/nina-abhi-12.htm из книги Нины Ван Горком, про бхавангу, она пишет, что объект есть, но на мой взгляд объект довольно странный, если я правильно понял - то самое, что человек видит прямо перед смертью и что коррелирует с его будущим рождением. Это же является объектом и первого момента ума (первой читты, патисандхи читта) после рождения и это же является объектом всех бхаванга читт на протяжении жизни. Ну, вот так пишет Нина Ван Горком, основываясь, как я понимаю, на текстах трактатов по абхидхамме.
As we have seen (Ch. 10) the patisandhi-citta experiences the same object as the akusala cittas or kusala cittas arising shortly before the cuti-citta of the previous life. If akusala kamma is going to produce the patisandhi-citta, akusala cittas arise shortly before the cuti-citta and they experience an unpleasant object. If kusala kamma is going to produce the patisandhi-citta, kusala cittas arise shortly before the cuti-citta and they experience a pleasant object. Whatever the object is, the patisandhi-citta of the next life experiences the same object.
The patisandhi-citta is succeeded by the first bhavanga-citta of that life and this citta experiences the same object as the patisandhi-citta. Moreover, all bhavanga-cittas of that life experience that object.
Вот эти моменты пассивности и называются бхаванга читта.
то самое, что человек видит прямо перед смертью и что коррелирует с его будущим рождением. Это же является объектом и первого момента ума (первой читты, патисандхи читта) после рождения и это же является объектом всех бхаванга читт на протяжении жизни. Ну, вот так пишет Нина Ван Горком, основываясь, как я понимаю, на текстах трактатов по абхидхамме.
это же является объектом всех бхаванга читт на протяжении жизни
Сейчас этот форум просматривают: 1 гость