Что такое время?

Список форумов Теория и практика АБХИДХАММА

Описание: Вопросы, касающиеся Абхидхаммы.

#81 Frithegar » 18.05.2018, 16:49

QuantUm писал(а):Есть. Это просто чувственное отражение внешнего мира. Разные переживания. Причем тут атман?

При том, что атман - это то, как человек внутренне строит свой субъективный мир. Как он "оячивает" этот самый субъективный мир

Атман, это направление в субъективное. Указатель туда. Просто указатель на бесконечное субъективное. Потому, что субъективное так же бесконечно как и объективное. И что это не только то ,что явл. простым отражением объективного. Ваши сны - тому простое доказательство
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#82 Frithegar » 18.05.2018, 16:57

И не правда, что Будда отказывался обсуждать такие определения как "атта" (attā). Просто он никогда не говорил что это такое окончательно. По вышесказанной причине. Как можно определить беспредельное и бесконечное окончательно? никак. Это как пытаться ответить окончательно что такое внешний объективный мир. Можно ответить на этот вопрос окончательно? - нет, только промежуточно. Между тем, что было и тем что будет. Так же и субъективность - она такая, на основании чего её "оячивает" сам человек.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#83 QuantUm » 18.05.2018, 16:59

Frithegar писал(а):Сны - это тоже не внутренний мир?
Это переживания внешнего мира внутренним, то есть умом.

Frithegar писал(а):По сути, отрицатели атмана отрицают свой собственный внутренний субъективный мир.
Нет, они отрицают то, что этот внутренний субъективный мир является якобы самосущим..
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

#84 QuantUm » 18.05.2018, 17:01

Frithegar писал(а):При том, что атман - это то, как человек внутренне строит свой субъективный мир.
Нет. Атман - это ложная идея самости. То есть идея о том что внутренний субъективный мир существует отдельно от всего остального, что якобы он ничем не обусловлен и вечен..
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

#85 Frithegar » 18.05.2018, 17:03

QuantUm писал(а):Это переживания внешнего мира внутренним, то есть умом.

во сне? еще раз: есть то ,чего нет в объективности. Чувства, мысли, эмоции, которые не вызваны никаким внешним феноменом. Это нельзя отрицать, хотя отрицать слепо можно всё ... возникает эмоция или чувство, которое первично, но причину которого мозг может реально найти, может просто подставить как возможную, а может и вообще не найти. Наиболее часто: какая-то боль, не вызванная ничем внешним.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#86 Frithegar » 18.05.2018, 17:06

QuantUm писал(а):Нет. Атман - это ложная идея самости. То есть идея о том что внутренний субъективный мир существует отдельно от всего остального, что якобы он ничем не обусловлен и вечен..

Да, ложная - с точки зрения Будды. Но у всякого человека она является действительностью. В той её части, в которой человек что-то бессознательно и действительно считает своей субъективностью. ... Ум, рассудок - это только малая часть того, что сначала полностью бессознательно и только с течением времени становиться отчасти осознанным ...
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#87 QuantUm » 18.05.2018, 17:07

Frithegar писал(а):во сне?
Да во сне. Это ведь переживания взято из бодрствования.

Frithegar писал(а):еще раз: есть то ,чего нет в объективности.
Например?

Frithegar писал(а):Чувства, мысли, эмоции, которые не вызваны никаким внешним феноменом.
Всё это вызывается внешними феноменами, так или иначе..

Frithegar писал(а):Наиболее часто: какая-то боль, не вызванная ничем внешним.

Например? Какая такая боль не вызванная ничем внешним?
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

#88 Frithegar » 18.05.2018, 17:12

Доказательство простое: вы не знаете причину своих желаний, которые возникают самоисходяще. Которые субъективны, исходят из субъективности. Это то, что Будда назвал "временными преходящими субъектами". Понаблюдайте: желание возникает само собой. Вот не хотелось есть, а вот захотелось. И только потом воля или "реальный настоящий человек" решает что делать с этим желанием. Либо удовлетворить его - и тогда ищется путь и возможности для его удовлетворения. Либо отбросить его, как невозможное. И тогда воля запрещает, накладывает вето. Хотя желание может ощущаться и дальше ... это самое желание человек оячивает как свою субъективность. Хотя, управляемая моя воля - это одно, а преходящее неуправляемое желание - другое.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#89 Frithegar » 18.05.2018, 17:16

QuantUm писал(а):Например? Какая такая боль не вызванная ничем внешним?

заболела голова. Взяла и заболела
подскочило давление - взяло и подскочило, после чего заболела голова.

Кто-то думает, что это магнитные бури. И успокаивается на этом. Кто-то никак не думает. И тот и другой не знают наверняка причину
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#90 Frithegar » 18.05.2018, 17:19

Это я к тому, что нельзя познать полностью Субъективное. Оно соприкасается с настоящим моментом сознания - и уходит вглубь, в беспредельность. Это и есть направление "в сторону атмана", которого тем не менее никогда нельзя достигнуть. Просто определить эту область психики
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#91 Frithegar » 18.05.2018, 17:31

QuantUm писал(а):Здравствуйте!
Среди множества различных тем не нашел (а может плохо искал) обсуждений на тему времени. Интересно как оно понимается в частности с точки зрения абхидхаммы? Ну и вообще с точки зрения тхеравады.


много в середине темы про это написали

QuantUm писал(а):Известно, что Будда был способен видеть будущее или знать его. Значит ли это что будущее в каком то смысле уже существует?

В каком смысле? Есть будущее других и есть будущее моё. И это не одно и то же. Совсем.
Потому, что то как другие что-то чувствуют и субъективно ощущают - это только их чувства и ощущения. Мы можем судить об этом только по внешним объективным признакам. Или по их рассказам, что тоже объективно. Но вот то, как я что-то ощущаю и чувствую - я это ощущаю и чувствую непосредственно. Субъективно.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#92 Nwad » 18.05.2018, 21:16

Frithegar писал(а):Я вот всё никак не могу понять, в чем смысл учить самоотрицанию и самоуничтожению?
Вы практикуете Б8П или только слова на пали учите?

Если бы практиковали должным образом, и прямо увидили бы что такое анатта и "как оно вообще", хотябы одним глазом, вы бы не задали этот вопрос. Ваше непонимание смысла анатты исходит от интелектуального рассмотрения вопроса а не от прямого. Сам вопрос поставлен неправильно, ибо СМЫСЛА в анатте как раз таки и нету. Смысл он есть только у тех что верет в Бога творца - у них есть понятие "смысла", у того кто понимает Учение такого слова даже нету в лексиконе.
Это как человек едущий на поезде будет спрашивать: с какой скоростью и куда направляется вон-то, проносящееся мимо, дерево. Абсурд. Так же и вопрос: Какой смысл в анатте - абсурд.

Frithegar писал(а):Поймите, что когда кто-то говорит, что "вот это "не-я"" или "вот то "не-я"" - это говорит он, утверждающий что что-то такое, что он от себя отделяет - не есть его Субъективное "я".
Сознание - это я? С вашей точки зрения

Frithegar писал(а):Атман не объект. Какой бы то ни было. Будь-то физический или ментальный. Потому это то, что никогда не может быть постигнуто. Или познано. ... Это субъект, который всегда познает, но никогда не может быть познан. Вот примерное, самое основное.
А как он познаёт? И что он познаёт?
Я повторю вопрос - с вашей точеи зрения сознание постоянно или непостоянно?

Если вы говорите что это не ментальный объект, почему вы его определяете словестно и концептуально?

Frithegar писал(а):Но решать проблему атмана простым отрицанием - это лечить головную боль гильотиной.
Что такое Антман в вашем понимании?
Просто мы тут спорим, но если изначально не дадим определение спорного слова, то будем долго крутится.

Frithegar писал(а):Будда говорил, что атман - это психическое состояние в данный момент. И не может быть отделено от дхаммы данного момента.
Тоесть антман зависит от 6 органов восприятия (ибо является точкой фокуса поступающей информации), он является их продуктом, я правильно понимаю?
Тогда атман - аничча, и в чём тогда его важность и сокральность если это примитивный феномен ?

Frithegar писал(а):Понаблюдайте: желание возникает само собой. Вот не хотелось есть, а вот захотелось.
Вы просто плохо наблюдаете видимо.
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 587
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#93 Frithegar » 19.05.2018, 07:15

Вы специально пишете с грамматическими ошибками? ... Анатта - это не-атман. То есть, говоря нашим понятным языком НЕ-СУБЪЕКТИВНОЕ. А теперь надо просто разобраться каждому, что он считает субъективным, а что нет. Ясно, что деревья и дома это не-субъективное, так? А вот представления о деревьях и домах - это субъективное или нет? Считаете ли вы представления о деревьях и домах, те внутренние образы которые соответствуют этому своей субъективностью? Не можете не считать, потому что субъективный мир - это необходимое условие для существования мира объективного. Без субъективного нет объективного (а не наоборот, что важно). Потому что с субъективного всё началось. Ну и вот, буддизм учит как сначала правильно понять субъективное и как потом последовательно отделить то, что по умолчанию является субъективным сейчас. И познать это объективно. ... И что является субъективным? ведана (чувства), санна (идеи), санкхара ... короче, все пять упадана кхандха - вот первое, что реально нужно начать осознавать как анатта. Как не-субъективное. Понимаете? И не спешите сказать, что да. Сам Будда в "упадана парипаватта сутта" честно признался, что не считал себя окончательно просветленным до тех пор, пока не понял во всех деталях эти пять упадана кхандха:

Покуда я напрямую не познал в соответствии с действительностью эти пять совокупностей, подверженных цеплянию [пять упадана кханадха], в четырёх фазах, я не заявлял о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников, богов и людей.

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts ... adana-paripavatta-sutta-sv.htm
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#94 Nwad » 19.05.2018, 10:31

Frithegar писал(а):Анатта - это не-атман. То есть, говоря нашим понятным языком НЕ-СУБЪЕКТИВНОЕ. А теперь надо просто разобраться каждому, что он считает субъективным, а что нет.
Основываясь на 6 органах чувств они должны это делать?

Frithegar писал(а):Ясно, что деревья и дома это не-субъективное, так? А вот представления о деревьях и домах - это субъективное или нет?
Субъективное, у летучих мышей или рыб эти феномена будут отличаться от наших.

Frithegar писал(а):Не можете не считать, потому что субъективный мир - это необходимое условие для существования мира объективного
То что вы воспринимает через 6 чувств субъективно или объективно ?

Я повторю свой вопрос : сознание это аничча дуккха и анатта ? Если на него не ответить я закончу разговор с вами.

Я пишу с ошибками ибо не из России
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 587
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#95 ura1 » 19.05.2018, 13:15

Frithegar писал(а):И это чувство какое? На данный момент вашей жизни. Субъективное или объективное?
Я его наблюдаю значит-анатта
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#96 maudgalyayana » 15.07.2024, 13:38

QuantUm писал(а):Среди множества различных тем не нашел (а может плохо искал) обсуждений на тему времени. Интересно как оно понимается в частности с точки зрения абхидхаммы? Ну и вообще с точки зрения тхеравады. Известно, что Будда был способен видеть будущее или знать его. Значит ли это что будущее в каком то смысле уже существует?
Время - очень сложная тема для обсуждения. Как идея то оно просто, но проблема в том, что мы живем во времени как рыба в воде - примысливаем его к любому объекту, поэтому его сложно осознать, противопоставить ему что то. Обычно мы его натурализуем и универсализируем как некую подложку всего происходящего.
SV писал(а):Время - это скорость изменения феноменов.
Топпер писал(а):время - это причинно-следственный процесс.
Это предполагает, что есть время, в котором феномены изменяются или в котором причина действует на следствие.
Nwad писал(а):Количество изменений на еденицу пространства или сознания. Количество дуккхи на еденицу сознания.
Изменение предполагает время как то, в чем происходит изменение.
Nwad писал(а):Время это и есть Дуккха
zRo писал(а):Время - это мера аниччи
"Дуккха" и "аничча" - это универсальные (то есть, вневременные) знаки всех дхамм.
Как я сказал, уловить время за хвост очень сложно, но буддизм дает нам точку опоры для этого, вводя "возникновение мысли". Время - это время возникновения мысли (кхана), другого времени нет. Другими словами, время - это эпифеномен мышления. Где нет мышления - там нет и времени, например, в арупах. Там время не возникает в том или ином месте возникновения мысли, а как бы "размазано" по всему пространству. Поэтому там созерцается "бесконечное пространство".
В другом своем аспекте - объективном - настоящее время мышления объективируется как прошлое мышление с его прошлыми объектами. Здесь время есть ментальный объект (концепция) который примысливается к объекту мышления, как об этом написал Maksim Furin:
Maksim Furin писал(а):такие термины как "направление", "время" и им подобные названы так согласно вращению луны и прочего... Они называются концепциями, потому что о них думают, рассуждают, понимают, их выражают и делают известными вследствие той или иной ситуации, принимая её во внимание и так или иначе рассматривая.
QuantUm писал(а):Как тогда можно объяснить так называемые "вещие сны" которые многим сняться (и я в том числе) и в точности сбываются?
Это можно объяснить созерцанием каммы.
maudgalyayana
Репутация: 4
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 07.07.2024
Традиция: Тхеравада

Пред.

Вернуться в АБХИДХАММА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость

cron