Frithegar писал(а):"Существование" - это "бхава". То, что является следствием "танха-упадана" в "патичча самуппада". Или существование это следствие в буддизме жажды и привязанности к её удовлетворению. В любом из миров сансары. Так вот, эти три характеристики - три признака того, что какой-либо вид существования (бхавы) есть. Если есть аничча, анатта, дукха - значит есть и бхава или существование.
Можно и так сказать. Можно немного по-другому: три характеристики существования - характеристики любых конструкций. Т.е. всех сансарных дхамм.
Но если страдание прекращается так как найдена его основная причина - тогда постепенно прекращаются и изменения (аничча) и разделение на "я" и "не-я" (атта-анатта). И наступает ниббана. Прекращение страдания, изменений и разделения на "я" и "не-я"
Оно прекращается в два этапа: при достижении саупадисесаниббаны - прекращаются психические страдания. Остальные: физические и "страдания дхамм" т.е. наиболее глубинная форма страдания - "аничча" всех дхамм сохраняется.
Полное прекращение оставшихся видов страдание происходит в момент смерти тела и ухода "каммических остатков".
Да, через две ниданы. Если есть жажда к приятному - есть и её удовлетворение и привязанность к этому удовлетворению (упадана). Что порождает бхава - какой-либо вид существования в каком-либо из миров. И там, в этом мире куда привели карма и асава (потоки) и происходит рождение ... а то, что родилось - это непременно состарится и умрет ("джара-марана" последняя нидана в "патичча самуппада"). Потому, чтобы не умирать - нужно прекратить рождение ("джати")
Совершенно верно. Но я не совсем про это. я про то, что саму сансару ("вместилище") производит не исключительно танха живого существа. Т.е. те же рупа калапы отнюдь не всегда являются продуктом каммы.
"рождение уничтожено, святая жизнь прожита и не будет более возвращения в какой-либо из видов существования". Обычно так оканчиваются сутты, где говорится об освобождении. То есть в смысле бхава - да, прекращение не только бхава, но и вообще всей "патичча самуппада"
Если Будда говорит так, то странно при этом считать, что его существование закончилось. Ему рот хотя бы нужен в этом случае для того, чтобы такую фразу произнести.
... Еще есть примечательный разговор между брамином одним и Буддой. Брамин последовательно спрашивает не человеком ли Будда себя осознает, не дэвой ли, ни гандхаббой ... и т.д. перечисляя все сансарические способы существовать. И Будда отвечает на все эти вопросы, что он хозяин или господин всякого вида существования, потому что обрубил все асава (потоки), которые могут привести к какому-либо из видов бхавы или существования. Тогда Брамин спрашивает, кто же он такой. И Будда сравнивает своё состояние с лотосом, который вырос из земли, прошел через воду, но цветок которого открылся уже вне обычного существования. И не смачиваем водой мира. Это смысл
Обычно этот фрагмент трактуют так, что Будда уже не человек, но не трактуют, что он исчез в миг просветления.