Опыт постижения Ниббаны

Список форумов Теория и практика АБХИДХАММА

Описание: Вопросы, касающиеся Абхидхаммы.

  • 1

#1 QuantUm » 26.04.2023, 21:45

В суттах говориться что всё обусловленное дукха. Опыт постижения ниббаны тоже обусловлен?
Если нет, то каким образом обусловленный ум познаёт необусловленную ниббану? А если да, то как это может быть подлинным счастьем? (то есть не дукхой)
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 Топпер » 27.04.2023, 07:38

QuantUm писал(а):В суттах говориться что всё обусловленное дукха. Опыт постижения ниббаны тоже обусловлен?
Если нет, то каким образом обусловленный ум познаёт необусловленную ниббану? А если да, то как это может быть подлинным счастьем? (то есть не дукхой)
1.В суттах такого не говориться.
Говориться, что всё, что аничча - то дуккха.

2.Нельзя натягивать на категории характеристики относимые к реальности.
Иначе можно было бы вопросить: как же всё непостоянно, если непостоянство - постоянно?
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#3 QuantUm » 27.04.2023, 09:30

Топпер писал(а):Говориться, что всё, что аничча - то дуккха.
А разве не одно и тоже? или есть непостоянные вещи которые являются необусловленными?

Топпер писал(а):Иначе можно было бы вопросить: как же всё непостоянно, если непостоянство - постоянно?
Хорошо, тогда по другому спрошу. Как и за счет чего происходит взаимодействие при постижении такого феномена как нибанна? Если ум обусловлен, а в ниббане нет никакого ума.
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#4 Топпер » 27.04.2023, 14:13

QuantUm писал(а):А разве не одно и тоже?
Нет.
Как и за счет чего происходит взаимодействие при постижении такого феномена как нибанна? Если ум обусловлен, а в ниббане нет никакого ума.
За счёт того, что Ниббана может быть объектом для сознания.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#5 QuantUm » 27.04.2023, 17:15

Топпер писал(а):Нет.
Почему?

Топпер писал(а):За счёт того, что Ниббана может быть объектом для сознания.
А опыт ниббаны при этом обусловленный?
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 Топпер » 27.04.2023, 21:44

QuantUm писал(а):Почему?
https://youtu.be/EUH2r2wkrFQ
QuantUm писал(а):А опыт ниббаны при этом обусловленный?
Опыт, как и любой другой умственный опыт.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#7 QuantUm » 28.04.2023, 10:36

Топпер писал(а):Опыт, как и любой другой умственный опыт.
Значит он страдательный. Ведь любой умственный опыт обусловленный, а следовательно непостоянный
если нет, приведите пример постоянного обусловленного феномена?
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 Топпер » 28.04.2023, 21:14

QuantUm писал(а):Значит он страдательный. Ведь любой умственный опыт обусловленный, а следовательно непостоянный
если нет, приведите пример постоянного обусловленного феномена?
Естественно непостоянный. Ниббана же не постоянно у Будды объектом была.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#9 QuantUm » 30.04.2023, 11:10

Топпер писал(а):Естественно непостоянный
я имею ввиду по природе, если как и любой другой опыт. значит он так же страдательный, а как может быть страдательным то, что по идее говорит о необусловленном?
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Топпер » 30.04.2023, 22:33

QuantUm писал(а):я имею ввиду по природе, если как и любой другой опыт. значит он так же страдательный, а как может быть страдательным то, что по идее говорит о необусловленном?
А как вы себе представляете нестрадательный опыт? Он что, не должен прекращаться или что?
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#11 QuantUm » 30.04.2023, 22:57

Топпер писал(а):А как вы себе представляете нестрадательный опыт? Он что, не должен прекращаться или что?
ну если мы говорим о Ниббане, то да, по идее он не должен прекращаться, потому что по идее Ниббана постоянна
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 Топпер » 01.05.2023, 14:44

QuantUm писал(а):ну если мы говорим о Ниббане, то да, по идее он не должен прекращаться, потому что по идее Ниббана постоянна
Ниббана постоянна. Но опыт - это не Ниббана. Опыт - это взаимодействие ума и Ниббаны. Он основывается на контакте сознания и объекта.
Если сознание и конктакт - дхаммы обусловленные, то как они могут быть постоянными? Это был бы абсурд.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#13 QuantUm » 01.05.2023, 23:14

Топпер писал(а):Ниббана постоянна. Но опыт - это не Ниббана.
Об этом и весь мой вопрос. Как можно при жизни узнать о Ниббане если любой опыт обусловленный, непостоянный , а следовательно страдательный?
Как такой опыт может что то сказать о постоянном и напрочь лишенном всякой страдательности феномене?
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Топпер » 02.05.2023, 10:13

QuantUm писал(а):Об этом и весь мой вопрос. Как можно при жизни узнать о Ниббане если любой опыт обусловленный, непостоянный , а следовательно страдательный?
Как такой опыт может что то сказать о постоянном и напрочь лишенном всякой страдательности феномене?
То, что опыт чего-либо кратковременный, а не постоянный не означает, что этого опыта не было или, что мы не познали. Стакан чая сладкий - и мы познаём сладость. и даже если стакан чая закончился, это не означает, что мы не знаем, что такое сахар.

Опыт человека, который выпил сладкий чай и человека, который никогда не пил сладкого чая - разный.

Вот также и Будда с Арахантами при жизни познали Ниббану. А то, что контакт с ней непостоянный - так это как раз тема для достижения безостаточной ниббаны. Когда только один сладкий чай и останется.
(и не будет пьющего сладкий чай)
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#15 QuantUm » 02.05.2023, 23:08

Топпер писал(а):То, что опыт чего-либо кратковременный, а не постоянный не означает, что этого опыта не было или, что мы не познали.
Вопрос не в том, что его не было или не познали, а в том что, страдательный ли этот опыт в силу того что непостоянный или нет? И если нет, то получается что существуют не страдательные вещи по мимо Ниббаны которые при этом непостоянны.. Ведь этот опыт это санкхары, дхаммы и т.д. то есть все это обусловленное, сансарное..
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 Топпер » 03.05.2023, 17:09

QuantUm писал(а):Вопрос не в том, что его не было или не познали, а в том что, страдательный ли этот опыт в силу того что непостоянный или нет? И если нет, то получается что существуют не страдательные вещи по мимо Ниббаны которые при этом непостоянны.. Ведь этот опыт это санкхары, дхаммы и т.д. то есть все это обусловленное, сансарное..
Все обусловленные дхаммы аничча и стало быть дуккха. И сознание, воспринимающее Ниббану, и контакт между сознанием и Ниббаной - всё это обусловленные дхаммы. Кроме Ниббаны.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#17 QuantUm » 03.05.2023, 23:39

Топпер писал(а):И сознание, воспринимающее Ниббану, и контакт между сознанием и Ниббаной
Контакт то есть опыт постижения? Значит он тоже страдательный. Повторю вопрос, так как же возможно узнать о не страдательной Ниббане, имея только обусловленный и непостоянный(страдательный) опыт её постижения?
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#18 Топпер » 04.05.2023, 08:56

QuantUm писал(а):Контакт то есть опыт постижения?
Контакт - это дхамма такая "пхасса"
Значит он тоже страдательный.
Это сансарная дхамма соответственно аничча и дуккха.
Повторю вопрос, так как же возможно узнать о не страдательной Ниббане, имея только обусловленный и непостоянный(страдательный) опыт её постижения?
Выше ответ дан выше. Перечитайте ещё раз.
Вы вводите ложное утверждение, что для познания Ниббаны опыт обязательно должен быть постоянным и нестрадательным. А такого условия не требуется.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#19 QuantUm » 05.05.2023, 00:34

Топпер писал(а):Вы вводите ложное утверждение, что для познания Ниббаны опыт обязательно должен быть постоянным и нестрадательным. А такого условия не требуется.
Почему не требуется? А что опыт постижения Ниббаны и сама Ниббана это разные вещи?
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#20 Топпер » 05.05.2023, 01:22

QuantUm писал(а):Почему не требуется? А что опыт постижения Ниббаны и сама Ниббана это разные вещи?
Опыт постижения чая и сам чай разные вещи или это одно и то же?
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2874
Сообщения: 2428
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в АБХИДХАММА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость