Список форумов › Теория и практика › АБХИДХАММА
Падиист писал(а):Соответственно, витакка (направление) не мысль, a вичара (удержание) не размышление.
В таком случае у животных витакки и вичары нет?maudgalyayana писал(а):То, что витакка и вичара - это словесное размышление, указал сам Будда: "Вначале направив [ум к мысли], а затем, удержав [ум на мысли], человек начинает говорить. Вот почему направление и удержание являются словесной формацией (МН 44)."
Я думаю, что нет (в смысле приведенного текста). У них ведь нет сознания ума (шестое сознание), значит они не могут воспринимать ментальные объекты. Если же говорить о чувственных объектах, например, когда кошка направляет ум на мышку, наверное, можно говорить о какой-то чувственной витакке (в общем смысле направления ума на объект).Топпер писал(а):В таком случае у животных витакки и вичары нет?
maudgalyayana писал(а):> Топпер": В таком случае у животных витакки и вичары нет?
Я думаю, что нет (в смысле приведенного текста). У них ведь нет сознания ума (шестое сознание), значит они не могут воспринимать ментальные объекты. Если же говорить о чувственных объектах, например, когда кошка направляет ум на мышку, наверное, можно говорить о какой-то чувственной витакке (в общем смысле направления ума на объект).
LS писал(а):Дальше можно не продолжать - новодел во всей своей красе
maudgalyayana писал(а):LS > Дальше можно не продолжать - новодел во всей своей красе
Согласен, Будда не говорил про витакку применительно к животным. Но посмотрите список факторов для сенсорного процесса - там есть витакка.
Потому что Будда говорил о витакке как о "словесной формации", то есть относящейся к ментальным объектам.LS писал(а):С чего вы взяли, что Будда не говорил про витакку, применительно к животным?
Наши бескоренные читты тоже просто обслуживают сенсорную дверь. Но их ум слеп к самому себе (и Ниббане, естественно) - они видят только чувственные объекты. А что с их коренными? У них ведь явно есть агрессия, жадность и т.д. Они производят камму? (Я думаю, что да: основной источник неблагой каммы - именно несознательность, невежество, автоматизм). Некоторые люди близки к уровню животных - когда сразу поддаются импульсам ненависти и жадности. Но наше преимущество как раз в том, что мы можем осознать неблагую читту и блокировать ее. А недостаток в том, что мы можем напридумывать много "культурных" поводов для ненависти и страсти.LS писал(а):И кстати, то, что ум животного не болтает сам с собой в ум-двери,
А занят исключительно функциональным обслуживанием работы сенсорных дверей -
Это его плюс, а не минус - это, фактически, признак араханта
maudgalyayana писал(а):У них (животных) ведь нет сознания ума (шестое сознание), значит они не могут воспринимать ментальные объекты.
maudgalyayana писал(а):То, что витакка и вичара - это словесное размышление, указал сам Будда: ... (МН44)
Там говорится: "Вначале направив [ум к мысли], а затем, удержав [ум на мысли], человек начинает говорить. Вот почему направление и удержание являются словесной формацией". Можно направлять и удерживать ум на мысли, не начиная говорить. Просто думать разные мысли. Это будет рассуждением в понятиях (а слово - это выражение понятия). Когда ум перестает прыгать с мысли на мысль, витакка прекращается.bergentroll писал(а):Или что первая джхана была бы непременно связана с непрестанным бормотанием (мантры или паритты?).
Если, когда он старается забыть эти мысли, [старается] не уделять им внимание, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, то ему следует уделить внимание успокоению мысленного формирователя (витакка-санкхара) этих мыслей. Когда он уделяет внимание успокоению мысленного формирователя этих мыслей, тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным. (МН20)
maudgalyayana писал(а):Можно направлять и удерживать ум на мысли, не начиная говорить. Просто думать разные мысли. Это будет рассуждением в понятиях (а слово - это выражение понятия).
Сенсорные объекты (после познания через сенсорную дверь), а также все типы ментальных объектов - читты, четасики, Ниббана и т.д. Концепции - тоже ментальный объект, хоть и существующий как указатель, а не сам по себе. Например "все дхаммы - страдание". "Страдание" здесь - универсальный знак.LS писал(а):Какой непосредственный контент у ума в ум-двери?
Имеется ввиду - не произнося слова вслух.LS писал(а):Думать "просто разные мысли" без слов и вне сенсорности - это абсурд
Я думаю, что животные думают не совсем функционально - они все-таки производят камму. Вот араханты думают функционально (не производят камму), но во всех шести дверях, а иначе они были бы как бессловесные животные.LS писал(а):Животные ( и видимо араханты) не думают в ум-двери, думают непосредственно-функционально - в сенсорных дверях.
Возможен другой вариант. Паннатти здесь обозначены как «слово» (абхидхаммического термина «паннатти» в Суттах нет). В древнем обиходном языке, мышление включалось в речь. Мышление бывает понятийным (что сегодня в обиходе называется просто мышлением) и образным. Светящаяся нимитта - мыслеобраз, паннатти. Но нимитта не понятие, не дискурсивная мысль, не предмет размышления. Это образ света в уме, представление о свете. Технически, путь в джхану лежит через перенос внимания с дыхания на нимитту. Ум направляется (витакка) на нимитту и удерживается (вичара) на нимитте. При этом, размышлений давно уже нет. Oтсутствие размышлений - техническое условие переживания мыслеобраза света. Если размышлять, то сама нимитта не возникнет. Это современная техника достижения джханы. Сутте она не противоречит, потому что образ светящейся нимитты, образное мышление, древние тоже называли бы речью, словом, как называли любое мышление.maudgalyayana писал(а):Вот как я это понимаю. Панняти - это концепции, идеи, понятия, словом - объекты мысли. Витакка и вичара - это качества мысли (четасики). То, что витакка и вичара - это словесное размышление, указал сам Будда: "Вначале направив [ум к мысли], а затем, удержав [ум на мысли], человек начинает говорить. Вот почему направление и удержание являются словесной формацией (МН 44)."
Ум снова и снова направляется на образ - забывает, опять вспоминает ("дыхание"), опять прилагает усилие. Даже если он не отвлекается, присутствует некое усилие памятования. Во второй джхане витакки и вичары уже нет. Я думаю, это значит, что ум фиксирован на образе без отвлечений и без усилий. Есть специальное слово, которое заменяет витакку на этом уровне - аппана ("погружение").Падиист писал(а):Ум направляется (витакка) на нимитту и удерживается (вичара) на нимитте.
Это авитакка самадхи - нерациональное, несловесное мышление.Падиист писал(а):образное мышление, древние тоже называли бы речью, словом, как называли любое мышление.
Согласно Висуддхимагге, дыхание - один из возможных объектов. Есть еще касины: смотрю на кусок земли или на огонь, затем представляю его в уме. Это тоже нимитта - ментальный образ. А в ваджраяне, насколько я знаю, принято представлять образ Будды (в Висудхимагге тоже есть такой объект). Я иногда медитирую на образ Будды, но это очень сложно - он быстро расплывается. С дыханием проще - оно всегда на месте). Но, видимо, как чувственный объект, дыхание все-таки хуже, чем чисто ментальный объект.Падиист писал(а):Технически, путь в джхану лежит через перенос внимания с дыхания на нимитту.
Сейчас этот форум просматривают: 1 гость