Но остается вопрос: накапливается ли камма?
Здесь можно привести игру в солдатиков или другие игрушки, где дети (мальчики особенно) убивают игрушками других игрушек. Игра в солдатиков например. Есть ли здесь убийство? Очевидно, нет. Но есть скорее реализация неких скрытых склонностей
люди начинали потом стрелять в реальной жизни в других людей. Видимо влияние негативное на поток ума имеет место быть
Да, мы этот вопрос на старом форуме Тхеравады.ру уже поднимали. Очевидно, негативное влияние существует, раз идут убивать. С другой стороны, это не является абсолютным и даже основным фактором, т.к. другие миллионы человек не идут расстреливать людей, и вообще не испытывают недоброжелательности.
Мне кажется, вопрос здесь заключается в умелом/неумелом направлении ума, которое на пали называется йонисо манасикара. Если человек совсем неумело направляет внимание, то начинает воспринимать игру как реальную жизнь. И вот тогда происходит "сдвиг по фазе". Что касается реальных игр с реальными персонажами, как то реальные люди, очень похожие на настоящих (ну или животные), то здесь гораздо легче сбить восприятие на неправильное. Например, можно в этой же связи рассмотреть какую-нить тряпичную куклу и манекена. И то и другое по сути одинаковы - но если кукла никак не настраивает ум на восприятие куклы реальной личностью, то манекен настраивает ещё как - из-за близости во внешнем облике. Если он ещё и двигается (например, сделают когда-нить робота похожего), то близость будет ещё сильнее, и это ещё сильнее будет сбивать восприятие с правильного на неправильное.
Что в итоге происходит из-за такого сбитого восприятия? С одной стороны человек начинает ошибочно полагать, что он кому-то сделал плохо, убил кого-то. С другой стороны, из-за этого же сбитого восприятия, в нём сильнее формируются негативные тенденции в отношении к реальным людям, убийство которых уже реально создаёт камму. Поэтому, в принципе, можно заключить, что очень близкие к реальности игры с убийством людей способствуют устремлению ума к жестокости и причинению вреда. Менее реальные к реальности игры (типа Марио, например
), практически никак не способствуют, только если человек будет сам специально перенастраивать восприятие на причинение жестокости.
PS: Ещё есть такая тема как срыв гнева на неодушевлённых вещах. Когда человек представляет любую неодушевлённую вещь неприятным ему человеком и ударяет её, ломает, разбивает. Тут тот же принцип действует. Человек специально изменяет восприятие, чтобы дать волю гневу.