#20 Tilakkhana » 23.05.2019, 10:58
Абхидхамма, видимо, может иногда вызывать некоторые сомнения с точки зрения ее происхождения. Как и некоторые тексты, включенные в состав Кхуддака Никаи. Но не с точки зрения соответствия основного содержания ее учения учению Суттанты. Здесь, если и есть некие расхождения с основным корпусом учений Суттанты, то их можно отнести к каким-то позднейшим наслоениям или искажениям в передаче учения. Или к недостаточной подготовке читателя. Ну так и в Суттанте есть места фантастические, сомнительной достоверности, например, легенды о чаккаватти-радже и др. Или их следует трактовать чисто символически, теоретической и практической ценности они не имеют. Но и такого развернутого анализа феномена сознания и его ментальных спутников (четасик) в Суттах не содержится. Кому это кажется неприемлемым, может изучать другие разделы Абхидхаммы, более соответствующие его сегодняшнему пониманию. Мне кажется, до времени, ученику, не пришедшему пока к однозначному мнению относительно аутентичности трактатов Абхидхаммы, правильней относиться к ним как древнему и авторитетному комментарию к Суттанте, тем более, что книги Абхидхаммы постоянно апеллируют к Суттам, а не наоборот. В Суттанте очевидных прямых выходов к Абхидхамме нет. Самый термин "Абхидхамма" встречается в Суттах только раз или два, причем в совершенно не имеющем отношения к учению Абхидхаммы значении.
Иногда в связи с учением Абхидхаммы и Махаяны приводятся знаменитые слова Будды (DN 16), что Таттхагата не имеет "сжатого кулака" относительно своей Дхаммы, и им ничего не было скрыто от учеников. С этим положением Суттанты трудно спорить. Но к Абхидхамме оно вряд ли может быть отнесено. Или, с другой стороны, в одной из сутт Самьютта Никаи (SN 56:31) Будда говорит ученикам, зачерпнув в руку горсть опавших листьев дерева симсапы: "Бхиккху, где больше листьев симсапы, эти несколько листьев в моей руке, или вокруг, в этом лесу?" Бхиккху отвечают, что листьев больше в лесу, их больше, чем можно сосчитать, они многочисленны". Будда: "Вот так и я дал вам только малую часть того, что знаю, а всего, что я знаю, я не дал вам". Это одна часть высказывания, как бы подразумевающая неаутентичность позднейших текстов. Другая:
"Точно так же, бхиккху, вещи, которые я непосредственно познал, но которым не учил вас, обширны и многочисленны, тогда как вещи, которым я учил вас, немногочисленны. А почему, бхиккху, я не учил этим многим вещам? Потому что они являются бесполезными, не относящимся к основам святой жизни и не ведут к отвращению, к бесстрастию, к прекращению, к миру, к непосредственному знанию, к просветлению, к Ниббане. Поэтому я не учил им.
А чему, бхиккху, я учил? Я учил: ’Это – страдание’. Я учил: ’Это – происхождение страдания’. Я учил: ’Это – прекращение страдания’. Я учил: ’Это – путь, ведущий к прекращению страдания’.
А почему, бхиккху, я учил этому? Потому что это является полезным, относящимся к основам святой жизни и ведет к отвращению, к бесстрастию, к прекращению, к миру, к непосредственному знанию, к просветлению, к Ниббане. Поэтому я учил этому".
Но в том-то и дело, что книги Абхидхаммы как раз тщательно исследуют, а комментарии к ним детально комментируют ЧБИ, все составляющие Бодхипакхия-Дхаммы, кхандхи, дхату, аятана, анусая и т.д. Знание Дхаммы углубляется, и многие непонятные места сутт проясняются. Такова, например, Вибханга и подробнейший комментарий к ней "Рассеиватель заблуждений" (пер. на англ. тхеравадинского монаха Нянамоли). Везде работа Нянамоли ведется с мастерством, добросовесностью и огромным уважением к подлинному слову Будды. Разве мог этот ученейший бхиккху, также переводчик Висуддхимагги, Патисамбхидамагги, Маджджхима Никаи (в первой редакции) и многих других текстов Тхеравады взяться за неблагое дело?
Другие выдающиеся исследователи и мастера перевода Суттанты (напр. Бхиккху Бодхи, Рис-Дэвидс и др.) весьма сочувственно отзывались об Абхидхамме, а Бх. Бодхи даже перевел и скрупулезно прокомментировал Абхидхамматтха Сангаху, один из основополагающих неканонических трудов по Абхидхамме. Пуггалапаньнятти ("Определения (или рассмотрение) индивидуумов") по стилю изложения и содержанию некоторые исследователи вообще относят скорее к Суттанте, чем к Абхидхамме. Относительно последней, седьмой книги Абхидхаммы, Паттханы ("Книги обусловленных отношений"), Бх. Бодхи даже высказался в том духе, что ее бесспорно можно квалифицировать как один из самых грандиозных памятников человеческой мысли, поразительный по широте видения, строгой логической последовательности и скрупулезному вниманию к деталям. В тхеравадинской традиции Паттхана считается наиболее красноречивым свидетельством беспрепятственного и всеобъемлющего знания Будды.