Так и в традиционной тхераваде сколько раз были поместные очистительные соборы, которые и книги дополнительные убирали (не из самой Типитаки) и ритуалы брахманские. Это всё понятно и хорошо.
Но есть красная граница - Типитака. Она до новой эры ещё канонизирована в таком виде, в каком есть. Абхидхамму ведь не в последние 500 лет в Канон ввели. И уж новоделом или комментарием её никак не назвать.
Ну когда-то такой границы не было, вот и добавляли всё что можно. На 2 соборе никакой Абхидхаммы не было. На первом и подавно. Опять же, на 5 соборе добавили в Кхуддакху две прежде неканонические книги. Так что это всегда было, т.е. добавление неканона, и это естественно. Было бы наоборот очень странным утверждать, что никаких искажений в Тхераваде нет прям вот с момента кончины Будды
Кстати, в Каноне есть Буддхавамса, где сказано, что Будда был 5 метров в высоту и т.д. и т.п. - откровенное религиозное мифотворчество. Но тем не менее оно в Канон закралось и там осталось навсегда.
Ну вот что Абхидхамма была с седьмого года и была дана дэвам , очень похоже честно на сказки ,намного лучше если бы ее провозгласили коллективным трудом Бхикку для систематизации
Сарвастивадины так и говорили. У них Абхидхамма была трудами (комментариями) ихних якобы архатов. В Тхераваде пошли по махаянским стопам, придумав сказку про Таватимсу и секретную передачу Будды богам )