Киттисаро писал(а):Ее надо не задвинуть, а отодвинуть на права справочно-научной литературы.
Вы сами понимаете, что это невозможно. Абхидхамма часть Типитаки уже более двух тысяч лет.
Опять же это метафора для наглядности, выраженная обусловленном языком. Не надо искать в ней абсолютное сходство с ниббаной. Не вижу смысла увязать в этих умозаключениях, пытаясь выразить невыражаемое.
Метафора эта очень древняя и правильная.
Смотрите: Солнце и облака в этой метафоре - явления одного порядка. Они "существуют". Точно также рупа, четасикти, читта и Ниббана - это параматтха. Это тоже ялвения одного порядка. Это то, что является реальностью. (в нашем аналогии можно было бы сказать, что они все "существуют")
А вот окончание облаков - это не явление одного порядка с облаками и Солнцем. Окончание облаков - это концепция. Состоящая по сути из двух сравнительных ситуаций: "облака есть" и "облаков нет" Т.е. были и вот их нет. Это и есть концепция "окончания облаков"
И вот в этом смысле Ниббана ни коим образом не является подобной концепцией. Она столь же "реальна" как и наши облака.
Не вижу смысла увязать в этих умозаключениях, пытаясь выразить невыражаемое.
Абхидхамма как раз для этого и нужна: чтобы хоть как-то пояснить то, что исходя из сутт можно понять неверно или двояко.