На днях получил свою копию "Мадджхма-никаи", изданную компанией "Ганга" (благодарю SV и всех причастных к работе над изданием!). Сутты в ней предваряются введением, написанным дост. Бодхи и содержащим небольшой раздел, посвященный ниббане:
Палийский Канон дает достаточно свидетельств для опровержения мнения, что ниббана является лишь простым уничтожением. Даже более утонченное воззрение о том, что ниббана - это лишь уничтожение умственных загрязнений, а также просто прекращение существования, не выдерживает критики.
...
Есть "нерожденная, нестареющая, неболеющая, бессмертная, беспечальная, незагрязненная и высочайшая защита от подневольности", которой достиг Будда в ночь своего просветления (МН 26). Это исключительная реальность, подтвержденная Буддой, именно ее он называет ниббаной ...
Довольно распространенным является мнение, что, ниббана - эта некая "трансцендентная" реальность, не поддающаяся описанию словами. Например, как я слышал, дост. Тханиссаро придерживается подобной позиции и считается некоторыми "этерналистом". Хотелось бы понять, чем принципиально взгляды дост. Боддхи, проилюстрированные выше, отличаются от взглядов дост. Тханиссаро? Спасибо за ваши ответы!