Топпер писал(а):Этот пассаж во многих суттах встречается. Например Випаттисампада сутта, и наоборот
Хорошо. Да это в любом случае не совсем то, что мне интересно.
Топпер писал(а):О долге перед родителями речь и идёт. Родители родили. Жизнь дали.
Тут всё очень неоднозначно. Во-первых, жизнь начинается не с рождения, а с зачатия. Много ума для зачатия ребёнка не надо. Во-вторых, даже если говорить о рождении, здесь я тоже не вижу большой заслуги родителей. В-третьих, даже если допустить, что для матери выносить ребёнка - это труд (с чем лично я не согласен, но у меня чисто мужское мнение), то в чём тут труд мужчины? Ведь получается, что если отец отказался от ответственности за ребёнка и слинял, то ребёнок всё равно перед ним в долгу. Я с этим не согласен. Так что я по прежнему не понимаю, за что тут можно быть должным.
Впрочем, вы привели сутту, в которой как раз говориться не столько о зачатии, сколько о родительском труде:
Живут рядом с Брахмой те семьи, где отец и мать уважаются детьми. Живут рядом с первыми дэвами те семьи, где отец и мать уважаются детьми. Живут рядом c первыми учителями те семьи, где отец и мать уважаются детьми. Живут рядом с достойными даров те семьи, где отец и мать уважаются детьми. «Брахма» означает отца и мать. «Первые дэвы» означает отца и мать. «Первые учителя» означает отца и мать. «Достойные даров» означает отца и мать. Почему? Отец и мать делают многое для своих детей. Они заботятся о них, растят их, открывают им этот мир
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/iti4_7-sv.htm