Медитация как средство для повышения радости и качества жизни.

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 1

#1 Дмитрий Светлов » 19.03.2016, 13:34

старался не испытовать по отношению к окружающим меня вещам никаких эмоций.
Подавление эмоций усилием воли похоже на компульсивное поведение. Буддизм - это не о каменной безэмоциональности, а об умении радоваться жизни, не делая из этой радости культа.

не могу понять что со мной сейчас происходит
Похоже на небольшой период тревожности и сниженного тонуса. Вероятно, что витамины и больше активности на воздухе все поправят.

Василий, а в целом у вас как с духовной составляющей по жизни? Религией насколько интересуетесь? Себя нашли? Ищете?
Дмитрий Светлов M
Аватара
Репутация: 787
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#2 Antaradhana » 19.03.2016, 13:47

Дмитрий Светлов писал(а):Буддизм - это не о каменной безэмоциональности, а об умении радоваться жизни, не делая из этой радости культа.

Не могли бы вы развернуто пояснить свою мысль?
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3043
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 5

#3 Дмитрий Светлов » 19.03.2016, 14:46

Antaradhana писал(а):Не могли бы вы развернуто пояснить свою мысль?
Мысль следующая. Мне незачем подавлять эмоции, которые у меня возникают. Но важно, чтобы эти эмоции не управляли мной, а лишь выполняли сигнальную функцию. Что касается радости жизни, то я разрешаю себе радоваться жизни (под жизнью я больше понимаю текущий момент, мелочи, а не глобально жизнь человека в целом) и не испытываю чувство вины типа "все дукха, а я тут радуюсь, что погода хорошая". И считаю, что это нормально для буддиста.
Дмитрий Светлов M
Аватара
Репутация: 787
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#4 Mizuno » 19.03.2016, 14:56

Дмитрий Светлов писал(а):Что касается радости жизни, то я разрешаю себе радоваться жизни (под жизнью я больше понимаю текущий момент, мелочи, а не глобально жизнь человека в целом)
Но радуетесь вы каким-то конкретным вещам: погоде, например, или эмоциональному состоянию. Которые на самом деле непостоянны. Конечно, для мирянина - это нормально, но я не знаю соотноситься ли эта мысль с буддийской мыслью, ведь радуясь вы по сути тоже вовлекаетесь в это состояние, и, скорее всего, от этого появляется танха.
Дмитрий Светлов писал(а):и не испытываю чувство вины типа "все дукха, а я тут радуюсь, что погода хорошая".
Мирянину - да, но все же, разве это не отсутствие охраны дверей чувств?
Mizuno M
Аватара
Репутация: 207
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 24.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 Marvin » 19.03.2016, 15:24

Поддерживаю Mizuno, безэмоциональность развивает Пассаддхи (безмятежность) и Упеккху (беспристрастие),
что является причиной благоговения, а не наоборот.
Таким образом развивается отречение от привязанностей, радость хорошей погоде тоже иллюзорна, и тоже дуккха.
Последний раз редактировалось Marvin 19.03.2016, 15:27, всего редактировалось 1 раз.
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

  • 4

#6 sk220976 » 19.03.2016, 15:28

Mizuno писал(а):Дмитрий Светлов писал(а):
и не испытываю чувство вины типа "все дукха, а я тут радуюсь, что погода хорошая".
Мирянину - да, но все же, разве это не отсутствие охраны дверей чувств?
Согласен с Дмитрием.
Избыточное стремление к безэмоциональности, вызывающее беспокойство, это дукха.
Умение видеть мир таким как он есть, то есть внутренняя устойчивость, умение не привязываться и не отвергать - это охрана дверей чувств.
sk220976 M
Аватара
Репутация: 499
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Дзэн

  • 1

#7 The Коля » 19.03.2016, 15:30

Marvin писал(а):Поддерживаю Mizuno, безэмоциональность развивает Пассаддхи (безмятежность) и Упеккху (беспристрастие),
что является причиной благоговения, а не наоборот.
Таким образом развивается отречение от привязанностей, радость хорошей погоде тоже иллюзорна, и тоже дуккха.

Пасадхи развивается блаженством (пити) и радостью (памоджа). Безэмоциональность (т.е. вообще безрастостность. холодность) скорее приведет к апатии и скрытому отвращению.
Так, что тут еще как сказать.
The Коля

#8 Marvin » 19.03.2016, 15:37

The Коля писал(а):
Marvin писал(а):Поддерживаю Mizuno, безэмоциональность развивает Пассаддхи (безмятежность) и Упеккху (беспристрастие),
что является причиной благоговения, а не наоборот.
Таким образом развивается отречение от привязанностей, радость хорошей погоде тоже иллюзорна, и тоже дуккха.

Пасадхи развивается блаженством (пити) и радостью (памоджа). Безэмоциональность (т.е. вообще безрастостность. холодность) скорее приведет к апатии и скрытому отвращению.
Так, что тут еще как сказать.

Срытое отвращение, это чрезвычайно важное достижение.
Пити и Памоджа появляются именно при безэмоциональности (как следствие отречения).
К апатии? Не думаю, если усердие и сосредоточение развиваются параллельно.
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

#9 Mizuno » 19.03.2016, 15:39

sk220976 писал(а):Согласен с Дмитрием.
Избыточное стремление к безэмоциональности, вызывающее беспокойство, это дукха.
Умение видеть мир таким как он есть, то есть внутренняя устойчивость, умение не привязываться и не отвергать - это охрана дверей чувств.
Дело тут не в стремлении к безэмоциональности. Радость - тоже временное состояние, и вовлечение в него все же бессознательно подпитывает желание.
Просто что делать с таким подходом, если радость от духовного пути иссякает? Оно потом все равно уйдет, ведь никакое чувство непродолжительно. Находиться над удовольствием и страданием, независимо от приятного и неприятного - разве не это суть упеккхи, безмятежности, и разве не это главное в буддийском пути?
Mizuno M
Аватара
Репутация: 207
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 24.02.2016
Традиция: Тхеравада

#10 The Коля » 19.03.2016, 15:47

Marvin писал(а):
The Коля писал(а):
Marvin писал(а):Поддерживаю Mizuno, безэмоциональность развивает Пассаддхи (безмятежность) и Упеккху (беспристрастие),
что является причиной благоговения, а не наоборот.
Таким образом развивается отречение от привязанностей, радость хорошей погоде тоже иллюзорна, и тоже дуккха.

Пасадхи развивается блаженством (пити) и радостью (памоджа). Безэмоциональность (т.е. вообще безрастостность. холодность) скорее приведет к апатии и скрытому отвращению.
Так, что тут еще как сказать.

Срытое отвращение, это чрезвычайно важное достижение.
Пити и Памоджа, появляются именно при безэмоциональности (как следствие отречения).
К апатии? Не думаю, если усердие и сосредоточение развиваются

Конечно. Отречение от злобы и чувственного желания. А так же от апатии, сомнений, беспокойства.

Вместо этих грубых эмоций появляются светлые чувства радости, любви, открытости, доброты, теплоты. Будда понял, что добрые эмоции нужно не подавлять, а развивать. Их не надо бояться.
Правильное усилие в том и заключается, что неблагие качества отбрасываются, а благие развиваются.
В одной из сутт Будда советует при возникновении беспокойства в медитации выйти из сосредоточеним и обратить ум к радостному и вдохновляющему предмету. От направления внимания возникает радость, от радости возникает восторг, от восторга тело успокаивается, в спокойном теле ум сосредоточен.
Вот так вполне внешними факторами подпитывается ум для медитации.
Конечно для радости предложено размышлять о трех Драгоценностях и других радующих предметах в рамках Дхаммы.
Последний раз редактировалось The Коля 19.03.2016, 15:54, всего редактировалось 1 раз.
The Коля

  • 2

#11 Дмитрий Светлов » 19.03.2016, 15:48

Mizuno писал(а): Находиться над удовольствием и страданием, независимо от приятного и неприятного - разве не это суть упеккхи, безмятежности, и разве не это главное в буддийском пути?
Находиться над - это не значит подавлять или не чувствовать вообще, вы с этим согласны?
Если вам радостно - радуйтесь. В этом нет нечего плохого. :)
Если радость закончилась - не радуйтесь. В этом так же нет ничего плохого. :)
Дмитрий Светлов M
Аватара
Репутация: 787
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#12 Mizuno » 19.03.2016, 15:57

Дмитрий Светлов писал(а):Находиться над - это не значит подавлять или не чувствовать вообще, вы с этим согласны?
Если вам радостно - радуйтесь. В этом нет нечего плохого. :)
Если радость закончилась - не радуйтесь. В этом так же нет ничего плохого. :)
Подавлять, разумеется, чувства и эмоции не стоит (Если они подконтрольны и не ведут к чему-то крайне неприятному), но радость тоже является приятным ощущением, верно? Ощущать его - это одно, но вовлечение умом и наслаждение им как никак рождает привязанность. Я лично не особо верю в свою способность "не творить привязанности", а куда легче отстранено относиться к приятному ощущению (как и к любому).
Mizuno M
Аватара
Репутация: 207
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 24.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#13 Marvin » 19.03.2016, 16:00

The Коля писал(а):Конечно. Отречение от злобы и чувственного желания. А так же от апатии, сомнений, беспокойства.

Вместо этих грубых эмоций появляются светлые чувства радости, любви, открытости, доброты, теплоты. Будда понял, что добрые эмоции нужно не подавлять, а развивать. Их не надо бояться.
Правильное усилие в том и заключается, что неблагие качества отбрасываются, а благие развиваются.
В одной из сутт Будда советует при возникновении беспокойства в медитации выйти из сосредоточеним и обратить ум к радостному и вдохновляющему предмету. От направления внимания возникает радость, от радости возникает восторг, от восторга тело успокаивается, в спокойном теле ум сосредоточен.
Вот так вполне внешними факторами подпитывается ум для медитации.
Конечно для радости предложено размышлять о трех Драгоценностях и других радующих предметах в рамках Дхаммы.

Мы говорим о разных типах радости. Можно радоваться поедая вкусный пирожок, или радоваться от того что этот пирожок не имеет для тебя значимости.
Это радость от отречения, её то и нужно взращивать, все остальные типы радости страдательны и являются следствием вашей субъективной оценки.
Последний раз редактировалось Marvin 19.03.2016, 16:30, всего редактировалось 2 раз(а).
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#14 Antaradhana » 19.03.2016, 16:11

Дмитрий Светлов писал(а):
Antaradhana писал(а):Не могли бы вы развернуто пояснить свою мысль?
Мысль следующая. Мне незачем подавлять эмоции, которые у меня возникают. Но важно, чтобы эти эмоции не управляли мной, а лишь выполняли сигнальную функцию. Что касается радости жизни, то я разрешаю себе радоваться жизни (под жизнью я больше понимаю текущий момент, мелочи, а не глобально жизнь человека в целом) и не испытываю чувство вины типа "все дукха, а я тут радуюсь, что погода хорошая". И считаю, что это нормально для буддиста.

Ну если эмоции захлестывают, то в крайнем случае можно и подавить. Иначе какая же это йога, если просто плыть по течению и отдаваться во власть эмоций? В буддизме испытывают особую радость, от успокоения, умиротворения, отсутствия вовлеченности в эмоциональные перепады (радость-горесть), невозмутимости. Красивые виды, хорошая погода, пение птичек и т.п. - это наслаждение чувственными удовольствиями, не в самой грубой форме, но все же...
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3043
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#15 vasily » 19.03.2016, 16:22

складывается ощущение что вы все пытаетесь говорить об одном и том же (об учении Будды), но каждый со своей точки зрения (все точки зрения верны, но вы все равно продолжаете об этом спорить вместо того что бы перестать и начать заниматься практикой). тут не может быть чьей-то точки зрения, само учение это есть истина и путь, он для всех один и его нужно просто принять.
vasily
Репутация: 3
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 19.03.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 ankle » 19.03.2016, 16:49

64. Как же, великий царь, монах охраняет врата жизненных способностей? Вот, великий царь, видя глазом образ, монах не влечется к внешним признакам, не влечется к его подробностям. Он действует так, чтобы сдерживать причину, благодаря которой алчность, неудовлетворенность, греховные и нехорошие свойства устремляются на не сдерживающего способность зрения. Он следит за способностью зрения, в способности зрения он достигает воздержанности. Слыша ухом звук, он не влечется к внешним признакам, не влечется к его подробностям. Он действует так, чтобы сдерживать причину, благодаря которой алчность, неудовлетворенность, греховные и нехорошие свойства устремляются на не сдерживающего способность слуха. Он следит за способностью слуха, в способности слуха он достигает воздержанности. Обоняя носом запах, он не влечется к внешним признакам, не влечется к его подробностям. Он действует так, чтобы сдерживать причину, благодаря которой алчность, неудовлетворенность, греховные и нехорошие свойства устремляются на не сдерживающего способность обоняния. Он следит за способностью обоняния, в способности обоняния он достигает воздержанности. Чувствуя языком вкус, он не влечется к внешним признакам, не влечется к его подробностям. Он действует так, чтобы сдерживать причину, благодаря которой алчность, неудовлетворенность, греховные и нехорошие свойства устремляются на не сдерживающего способность вкуса. Он следит за способностью вкуса, в способности вкуса он достигает воздержанности. Осязая телом прикосновение, он не влечется к внешним признакам, не влечется к его подробностям. Он действует так, чтобы сдерживать причину, благодаря которой алчность, неудовлетворенность, греховные и нехорошие свойства устремляются на не сдерживающего способность осязания.
Он следит за способностью осязания, в способности осязания он достигает воздержанности. Получая разумом представление, он не влечется к внешним признакам, не влечется к его подробностям. Он действует так, чтобы сдерживать причину, благодаря которой алчность, неудовлетворенность, греховные и нехорошие свойства устремляются на не сдерживающего способность разума. Он следит за способностью разума, в способности разума он достигает воздержанности. Наделенный этой праведной воздержанностью в жизненных способностях он испытывает неуязвимое внутреннее счастье. Таким, великий царь, бывает монах, охраняющий врата жизненных способностей.
65. Как же великий царь, монах наделен способностью самосознания и вдумчивостью? Вот великий царь, монах вдумчиво действует, когда он идет вперед и идет назад, вдумчиво действует, когда глядит вперед и глядит по сторонам, вдумчиво действует, когда сгибается и распрямляется, вдумчиво действует когда носит ткань, сосуд для подаяния и верхнюю одежду, вдумчиво действует, когда ест, пьет, разжевывает, пробует на вкус, вдумчиво действует, когда испражняется и мочится, вдумчиво действует, когда ходит, стоит, сидит, спит, бодрствует, говорит, молчит. Таким, великий царь, бывает монах, наделенный способностью самосознания и вдумчивостью.
66. Как же, великий царь, монах удовлетворен? Вот, великий царь, монах удовлетворен верхней одеждой, поддерживающей тело, и чашей для милостыни, поддерживающей утробу; куда бы он ни отправился, он отправляется, беря с собой все свое добро. Подобно тому, великий царь, как крылатая птица, куда бы ни полетела, летит, неся с собой перья, так же точно, великий царь, и монах, удовлетворенный верхней одеждой, поддерживающей тело, и чашей для милостыни, поддерживающей утробу, куда бы он ни отправлялся, отправляется, беря с собой все свое добро. Таким, великий царь, бывает удовлетворенный монах.
67. Наделенный этим праведным сводом нравственных предписаний, и наделенный этой праведной воздержанностью и жизненными силами, и наделенный этой праведной внимательностью и вдумчивостью, и наделенный этой праведной удовлетворенностью он удаляется в уединенную обитель – в лесу у подножия дерева, на горе, в пещере, в расщелине скалы, у кладбища, в лесной чаще, на открытом месте, на груде соломы. Возвратившись с чашей для милостыни, он сидит там после еды, скрестив под собой ноги, держа прямо тело, пребывая в сосредоточенном внимании.
68. Отказавшись от алчности к мирскому, он пребывает свободным сердцем от алчности, очищает мысли от алчности. Отказавшись от греха злонамеренности, он пребывает свободный мыслями от злонамеренности, в доброте и сочувствии ко всем живым существам он очищает мысли от злонамеренности, отказавшись от косности, он пребывает свободный от косности, ощущая в себе способность ясного воззрения, внимательный и вдумчивый он очищает мысли от косности. Отказавшись от беспокойства и терзаний, он пребывает свободным от беспокойства, внутренне умиротворенный в мыслях, он очищает мысли от беспокойства и терзаний. Отказавшись от сомнения, он пребывает за пределами сомнения; лишенный неуверенности в хороших свойствах, он очищает мысли от сомнения.
69. Подобно тому, великий царь, как если человек, взяв в долг, откроет дело, это его дело будет процветать, он сможет оплатить прежние долговые обязательства, и у него еще сверх того останется, на что поддерживать жену, и он сможет сказать себе: "Вот, прежде я, взяв в долг, открыл дело, это мое дело стало процветать, и я смог оплатить прежние долговые обязательства, и у меня еще сверх того остается на что поддерживать жену", – он получит от этого радость, достигнет удовлетворения.
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

#17 Топпер » 19.03.2016, 17:49

ankle писал(а):64. Как же, великий царь, монах охраняет врата жизненных способностей? Вот, великий царь, видя глазом образ, монах не влечется к внешним признакам, не влечется к его подробностям.
Тут всё-таки речь о монахе, а не о мирянине.
Топпер

  • 3

#18 Топпер » 19.03.2016, 17:53

Дмитрий Светлов писал(а):Подавление эмоций усилием воли похоже на компульсивное поведение. Буддизм - это не о каменной безэмоциональности, а об умении радоваться жизни, не делая из этой радости культа.
Дмитрий Светлов писал(а):
Mizuno писал(а): Находиться над удовольствием и страданием, независимо от приятного и неприятного - разве не это суть упеккхи, безмятежности, и разве не это главное в буддийском пути?
Находиться над - это не значит подавлять или не чувствовать вообще, вы с этим согласны?
Если вам радостно - радуйтесь. В этом нет нечего плохого. :)
Если радость закончилась - не радуйтесь. В этом так же нет ничего плохого. :)
Вообще это интересный вопрос.

в западном буддизме (особенно пошедшим от дзена) произошёл в этом смысле кульбит: медитация (в т.ч. дзадзен, випассана и т.п. методы пребывания в "здесь и сейчас") стала использоватья не столько для развития мудрости и отречения, сколько для того, чтобы прочувствовать, пржить ярко каждый миг жизни. Чтобы даже чашка простого чая на столе стала пиром духа для зрения, вкуса, обоняния и мышления пребывающего в гармонии.

Не знаю насколько это верный подход для буддиста.


С другой стороны Будда (да и монахи в Азии) учат в т.ч. мирским радостям. Без них тоже сложно.
Топпер

  • 5

#19 Orang » 19.03.2016, 19:10

Mizuno писал(а):Но радуетесь вы каким-то конкретным вещам: погоде, например, или эмоциональному состоянию. Которые на самом деле непостоянны. Конечно, для мирянина - это нормально, но я не знаю соотноситься ли эта мысль с буддийской мыслью, ведь радуясь вы по сути тоже вовлекаетесь в это состояние, и, скорее всего, от этого появляется танха.

А я порадовался весне и подумал - видимо, ниббана еще лучше, чем это :idea: И получил еще мотивации к практике )
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1297
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#20 masterjack » 20.03.2016, 01:05

Дмитрий Светлов писал(а):Буддизм - это не о каменной безэмоциональности, а об умении радоваться жизни, не делая из этой радости культа.

Топпер писал(а):И это катастрофа.

Это как раз хорошо показывает насколько по-разному воспринималась идея сансары в Индии и в Европе.
В Индии перерождения - это ужас. Это вновь и вновь получаемое страдание. В Европе - это наоборот плюс: вновь и вновь можно испытывать удовольствия.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4995
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 17 гостей