Влияние медитации на память и эмоциональное состояние.

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 3

#1 Соня » 11.11.2013, 12:58

Прочитала интересную стать про изучение влияния медитации на эмоциональное состояние и уровень тревожности пациентов, страдающих потерей памяти. В данном исследовании применяли мантровую технику медитации в очень кратком виде.

Интересно какой бы эффект дала бы буддийская практика медитации?
Кто-нибудь может поделиться своим опытом и мнением по данному вопросу? Было бы очень интересно узнать ваше мнение.
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1004
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 SV » 11.11.2013, 13:47

На мой взгляд, даже если статья не заказная и представляет объективные данные, всё можно смело списывать на плацебо :shy:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 balabust » 11.11.2013, 13:50

опыта нету просто мнение)
будешь часто медитировать будешь чаще спокоен)
станет легче справляться не понятным хочу.
меньше будешь раздражен
на память думаю действует нейтрально.
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Limemill » 11.11.2013, 14:17

Было же много исследований с анапанасати. Насколько мне известно, все показывали улучшение у испытуемых памяти, способностей к сосредоточению и т. д. В некоторых бразильских тюрьмах медитацией добиваются снижения количества рецидивистов (у них пилотный проект где-то идет, причем успешно). Вот тут очень много ссылок: http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=314.0
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#5 SV » 11.11.2013, 14:33

Я говорю, тут нельзя рассматривать этот вопрос так: "Вот в тюрьме медитируют и меньше рецидивов". Тут всё комплексно, и во многом играет эффект изменения восприятия человека, которого можно добиться и вообще без медитации, а грамотными лекциями и беседами, например. И эффект будет тем же, а может даже куда более позитивным. Короче говоря, вот эта связь: "следил за дыханием 10 минут в день" ---> "стал лучше" - она, если её рассматривать именно так, никак не прослеживается. Для чистоты эксперимента нужно ничего не объяснять, а просто приказывать в тюрьме людям делать голую психопрактику. И тогда, уверен, количество рецидивов останется прежним :lupa:

Другими словами, положительные сдвиги в подобных экспериментах происходят не из-за медитации как таковой, а из-за подложки, которая её окружает :umnik: И в этом плане совершенно без разницы какой будет медитация - бубнение мантр, випассана, метта, традсцендентая медитация или христианский молебен :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 Limemill » 11.11.2013, 14:40

SV писал(а):Я говорю, тут нельзя рассматривать этот вопрос так: "Вот в тюрьме медитируют и меньше рецидивов". Тут всё комплексно, и во многом играет эффект изменения восприятия человека, которого можно добиться и вообще без медитации, а грамотными лекциями и беседами, например. И эффект будет тем же, а может даже куда более позитивным. Короче говоря, вот эта связь: "следил за дыханием 10 минут в день" ---> "стал лучше" - она, если её рассматривать именно так, никак не прослеживается. Для чистоты эксперимента нужно ничего не объяснять, а просто приказывать в тюрьме людям делать голую психопрактику. И тогда, уверен, количество рецидивов останется прежним :lupa:

Другими словами, положительные сдвиги в подобных экспериментах происходят не из-за медитации как таковой, а из-за подложки, которая её окружает :umnik: И в этом плане совершенно без разницы какой будет медитация - бубнение мантр, випассана, метта, традсцендентая медитация или христианский молебен :smile:
Мне казалось, что наоборот, техники, которые практикуются врачами и исследователями сегодня были специально "очищены" от религиозной и духовной составляющей. Даже сокращение какое-то придумали медицинское для "голой" mindfulness meditation. А используют потому, что работает.

Это, кстати, не означает, что другие методы не работают. )
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 SV » 11.11.2013, 14:44

Да, но тут подоплека. Занимающиеся этим ЗНАЮТ что это и к чему (как полагается) ведёт. Почему я про эффект плацебо и сказал :shy:

Тех же результатов можно было бы добиться вообще не медитацией, а каким-нить, например, поглаживанием кошек (такое тоже практикуют кой где :wink: ). Или, например, "цвето-терапией" и т.д.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#8 Limemill » 11.11.2013, 14:50

SV писал(а):Да, но тут подоплека. Занимающиеся этим ЗНАЮТ что это и к чему (как полагается) ведёт. Почему я про эффект плацебо и сказал :shy:

Тех же результатов можно было бы добиться вообще не медитацией, а каким-нить, например, поглаживанием кошек (такое тоже практикуют кой где :wink: ). Или, например, "цвето-терапией" и т.д.

Изменений в коре головного мозга? Мощное плацебо, что сказать. =))

Но может и буддисты тогда аутотренингом занимаются, раз знают, что анапанасати ведет к успокоению и сосредоточенности? :))

Кстати, уверен, что поглаживание кошек тоже может успокоить (тех, у кого нет на них алергии, конечно), при этом это не плацебо, а реальный способ. )) Вот только остроту восприятия, память и внимание, наверное, таким образом не улучшишь.

С другой стороны читал про экспериментальные компьютерные игры, разработанные для стариков. Исследователи говорят, что дедушки и бабушки буквально за пару месяцев реанимируют память и внимательность.
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

#9 SV » 11.11.2013, 15:29

Изменений в коре головного мозга? Мощное плацебо, что сказать. =))

Изменения в коре мозга происходят постоянно в силу бесчисленных причин :wink:


Кстати, уверен, что поглаживание кошек тоже может успокоить (тех, у кого нет на них алергии, конечно), при этом это не плацебо, а реальный способ. )) Вот только остроту восприятия, память и внимание, наверное, таким образом не улучшишь.

.. Исследователи говорят, что дедушки и бабушки буквально за пару месяцев реанимируют память и внимательность.

А я, кстати, говорил про рецидивы среди преступников (поэтому изменения в мозге тут даже и не при чём). Ну а что касается восприятия, памяти и т.д. - то да, есть другие не менее, а то и более эффективные способы развития этого помимо медитации.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Limemill » 11.11.2013, 16:00

SV писал(а):Изменения в коре мозга происходят постоянно в силу бесчисленных причин :wink:

Возможно, но когда у людей, практикующих анапанасати изменяются участки, отвечающие за внимательность, остроту восприятия и память, а у тех, кто практикует метту, зона, задействующаяся при всякого рода сопереживании и сочувствии, тренд, по-моему, налицо. Что практикуется, то и развивается.



А я, кстати, говорил про рецидивы среди преступников (поэтому изменения в мозге тут даже и не при чём). Ну а что касается восприятия, памяти и т.д. - то да, есть другие не менее, а то и более эффективные способы развития этого помимо медитации.

Сорри, не понял сразу. Да, еще как правило зэкам все дается в пакете "все включено" -- и анапанасатти, и метта, и в нагрузку йога. Трудно отделить одно от другого. Но результат-то есть! В принципе, может быть речь идет о том, что эти средства позволяют упростить жизнь, основанную на принципах морали. Я не знаю, что было бы, если бы я медитировал без наличия определенных ожиданий от медитации, но я точно знаю, что, когда я регулярно медитирую, эти самые ожидания имея, мне гораздо проще соблюдать пять правил поведения (не в последнюю очередь из-за спонтанно и постоянно повышенной внимательности ко всему) и меня гораздо меньше тянет искать чувственные удовольствия вовне из-за удовольствия, которое я получаю от успокоения и сосредоточения. Особенно заметно это становится когда я, по той или иной причине, длительное время не медитирую. И хотя в такие периоды я уделяю больше внимания чтению сутт и нравственности, по факту сансарная вовлеченность заметно увеличивается.

Могу провести аналогию -- раньше я занимался одним боевым искусством, которое многие вообще таковым не считают, но не в этом суть. Дело в том, что оно требует очень хорошей реакции, так как вся техника крутится вокруг различных уклонов и уверток. Когда я занимался пять раз в неделю, я ловил выпавшую из своих рук чашку или любой другой предмет до того, как он упадет на пол. Как я не велосипеде объезжал людей лучше вообще не вспоминать. После того, как я перестал заниматься регулярно, постепенно реакция вернулась к некоему исходному среднему уровню -- и чашки стали биться, и на велосипеде я больше так не рисковал ездить. :)
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 SV » 11.11.2013, 16:21

Возможно, но когда у людей, практикующих анапанасати изменяются участки, отвечающие за внимательность, остроту восприятия и память, а у тех, кто практикует метту, зона, задействующаяся при всякого рода сопереживании и сочувствии, тренд, по-моему, налицо. Что практикуется, то и развивается.

Я думаю точно также можно пронаблюдать подобные изменения и у тех, кто не занимается этими медитациями. А любыми другими способами "прокачивает" соответствующие доли. В том числе абсолютно не-буддийскими и противоречащими Дхамме -)

Сорри, не понял сразу. Да, еще как правило зэкам все дается в пакете "все включено" -- и анапанасатти, и метта, и в нагрузку йога. Трудно отделить одно от другого. Но результат-то есть! В принципе, может быть речь идет о том, что эти средства позволяют упростить жизнь, основанную на принципах морали. Я не знаю, что было бы, если бы я медитировал без наличия определенных ожиданий от медитации, но я точно знаю, что, когда я регулярно медитирую, эти самые ожидания имея, мне гораздо проще соблюдать пять правил поведения (не в последнюю очередь из-за спонтанно и постоянно повышенной внимательности ко всему) и меня гораздо меньше тянет искать чувственные удовольствия вовне из-за удовольствия, которое я получаю от успокоения и сосредоточения. Особенно заметно это становится когда я, по той или иной причине, длительное время не медитирую. И хотя в такие периоды я уделяю больше внимания чтению сутт и нравственности, по факту сансарная вовлеченность заметно увеличивается.

А я вот заметил (на своём опыте, разумеется), что это не влияет. Что медитирую (в виде так называемых "формальных сессий"), что нет - никакой особой разницы нет. Но разница (особая) есть, если практиковать 24 часа в сутки охрану дверей органов чувств, умеренность в еде и повседневную осознанность. Вот эти вещи действительно оказывают влияние. А наличие формальных медитаций - в целом - нет, не оказывают.

Быть может, это даёт какой-то краткосрочный эффект для тех, кто вообще не практикует, и тогда да, от некоторых сессий будет виден, разумеется, некий результат (хотя он будет значительно слабее чем у постоянного практикующего буддийский Путь человека) - но если человек практикующий и соблюдающий буддийские принципы в повседневной жизни, то, как я понял, эффекта особого нет.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#12 Limemill » 11.11.2013, 16:31

SV писал(а):
Я думаю точно также можно пронаблюдать подобные изменения и у тех, кто не занимается этими медитациями. А любыми другими способами "прокачивает" соответствующие доли. В том числа абсолютно не-буддийскими и противоречащими Дхамме -)

Мне трудно представить способы взращивания сострадания и со-радования, противоречащие Дхамме. Сразу, почему-то, церковь сатаны вспоминается. ))
Так-то, конечно, можно паззлы собирать и упражнения с карточками делать, и это, насколько мне известно, реально улучшает память и внимание даже у стариков.

А я вот заметил (на своём опыте, разумеется), что это не влияет. Что медитирую (в виде так называемых "формальных сессий"), что нет - никакой особой разницы нет. Но разница есть, если практиковать 24 часа в сутки охрану дверей органов чувств, умеренность в еде и повседневную осознанность. Вот эти вещи действительно оказывают влияние. А наличие формальных медитаций - в целом - нет.

А у меня как раз "формальные" медитации влияют на то, насколько я внимателен к охране дверей чувств и осознан в повседневной жизни. Причем влияют как-то автоматически. Возможно, Вы, как более опытный практик, просто прошли уже тот этап, когда разница была заметна, и вышли на уровень, когда медитация уже не является необходимой для такой практики в повседневной жизни.
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 SV » 11.11.2013, 16:37

Мне трудно представить способы взращивания сострадания и со-радования, противоречащие Дхамме.

Я думаю в мозге нет некой "лобной доли сорадования" ,) Наверняка всё в тыщщу раз комплекснее и активность конкретной доли отвечает ещё много за что, помимо сорадования. На эту тему, к слову, уже читал одну статью, что вот эта сама идея "разделения на доли" - очень примитивная и реального положения вещей не отражает, так как мозг не одной долей что-то делает, а всеми сразу с разной степенью интенсивности, просто кое-где есть некие более "проступающие" сигналы, за счёт чего такое убеждение и сложилось.

А у меня как раз "формальные" медитации влияют на то, насколько я внимателен к охране дверей чувств и осознан в повседневной жизни. Причем влияют как-то автоматически. Возможно, Вы, как более опытный практик, просто прошли уже тот этап, когда разница была заметна, и вышли на уровень, когда медитация уже не является необходимой для такой практики в повседневной жизни.

На мой взгляд можно вообще обойтись без формальных сидячих медитаций, а сразу практиковать в повседневности. Результат будет ничем не хуже. А может даже и лучше. Как говорится, учиться и получать опыт сразу на поле боя, а не в учебке :smile: В этом плане я всецело солидарен с Аджаном Чаа и Саядо У Тенджанией. Они учат так.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Федор » 11.11.2013, 17:50

Я специально и целенаправленно медитацией никогда не занимался. Так, чтобы сесть и сидеть определенное количество времени, ожидая каких-то конкретных результатов. На мой, сугубо личный и привередливый взгляд, в этом есть какое-то лицемерие. Тем не менее, можно сказать, что очень много (до болезни, правда) медитировал. Это было чуть ли не обычное для меня состояние. Даже до моего знания, что такое медитация.
Так, например, мы с друзьями обсуждаем какую-нибудь философскую книгу, какой-нибудь шибко умный вопрос. А у меня сообразиловки не хватает для понимания. Так вот я обычно говорил: "Сейчас посмотрю, как оно есть". Уходил в уголок и "смотрел", сосредотачиваясь на вопросе. Не думал, а именно смотрел. Ну и видел ответ. Тоже медитация своего рода. А потом такое "смотрение" вошло в привычку. Мало-мальское ясновидение даже, можно сказать, появлялось. Вообще - как дважды два для меня было, если честно. Понимание, некоторая отрешенность от мирского - это тоже было. Но само собой это получалось, цели я не ставил особой никогда. Если ставить цель - это все бесполезно, ничего не откроется. Потому как - корысть есть в этом. Ну, это я о духовных уже делах говорю, а не о том, чтобы просто посмотреть на что-то. О духовном вообще нельзя говорить, поскольку это твое, внутреннее откровение, не для внешних глаз или суждений. Но вот, без подробностей только, могу сказать, что однажды, когда шел крупный-крупный снег... я заглянул на Небеса, которые совсем рядом с нами, не высоко. Не знаю, что это за Небеса. Там все не так, как здесь, ребята, хоть и образы похожи. Там... нет, не могу.
А теперь... я все утратил. Не знаю, как это я мог раньше. Как все это сделать - не знаю, не могу. Ничего не приходит. Из-за болезни, тяжелого стресса, из-за какого-то падения моего. В какой миг произошло это падение - не знаю. Я вдруг стал плохой. Злой, раздражительный. И теперь я не могу так медитировать, чтобы увидеть Небо. И даже хоть что-нибудь увидеть. Но может быть, еще когда-нибудь я стану прежним.
Но какой бы ни была медитация, одно я вам скажу уверенно и твердо - без знания, Правильных взглядов ничего путнего не выйдет. Одни только ментальные блуждания и будут, ни о чем вообще.

а поезд на небо уходит все дальше
по лунной дороге уносится прочь
а поезд на небо увозит отсюда
всех тех кому можно хоть как-то помочь
:wink:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#15 М_а_р_к » 11.11.2013, 19:50

Федор писал(а):Уходил в уголок и "смотрел", сосредотачиваясь на вопросе. Не думал, а именно смотрел. Ну и видел ответ.

Но это же целая методика такая есть решения задач, если они совсем никак не решаются. Нужно, даже не думая над ней, просто смотреть-смотреть-смотреть на нее. И ведь это еще в советские времена было. Упор шел на подсознание, что, типа, оно работает лучше, чем сам мозг. (Кстати, долгое время пытался быть последователем Шри Ауробиндо и его интегральной йоги, и понял, что что-то в этом есть, когда выключаешь мозг, а общественная деятельность остается)
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 44 гостей

cron