Поклонение дэвам, марам и брахмам

Список форумов Жизнь ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Описание: Любые темы, хотя бы косвенно связанные с буддизмом.

  • 7

#1 Белов » 17.11.2016, 18:13

Возник вопрос: в нашем мире есть Бог, самый верховный, над всеми. Я понимаю, что он не является создателем этого мира. Но вот насколько его власть распространяется над миром и живыми существами? В каких случаях Он может вершить какие-то дела и чьи-то судьбы, там где камма пока отдыхает. Или всем управляет только причинно-следственная связь и камма? А Бог просто находится на высшей ступени и получает там высшие блага, без возможности на что-то влиять? Или всё-таки его возможности огромны? Или лучше думать о стреле, которую надо вытащить?
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 Топпер » 17.11.2016, 18:19

Белов писал(а):Или всем управляет только причинно-следственная связь и камма? А Бог просто находится на высшей ступени и получает там высшие блага, без возможности на что-то влиять? Или всё-таки его возможности огромны? Или лучше думать о стреле, которую надо вытащить?
Посмотрите на этот мир. Насколько Президент или прокуроры или СКР управляет нашими судьбами, и насколько камма?

Камма есть. Но и наличия прокуратуры это не отменяет.

Будда говори как минимум памятовать о божествах. Как максимум:
Будда Готама писал(а):«Ананда, пока Ваджжияне оказывают уважение и почести своим святыням в городах и поселках, и не лишают их должных подношений, как это предписано обычаями, до тех пор будут они не к упадку клониться, но преуспевать».....
Топпер

  • 2

#3 Белов » 17.11.2016, 18:29

Топпер писал(а):как это предписано обычаями
А вот тут вопрос, на какие обычаи ссылаться мне как буддисту? Просто уважительно относиться как к тому, кто своими благими заслугами добился такого высокого рождения?
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#4 Топпер » 17.11.2016, 18:44

Белов писал(а):А вот тут вопрос, на какие обычаи ссылаться мне как буддисту? Просто уважительно относиться как к тому, кто своими благими заслугами добился такого высокого рождения?
Хороший вопрос. Думаю, что тут могут быть разные варианты. Начиная от "свечки в церкви" или родноверских капищ, и заканчивая посещением буддийских вихар.
Топпер

  • 1

#5 Antaradhana » 18.11.2016, 04:48

Белов , подумайте над тем, как поступки существ влияют не только на индивидуальную судьбу, но и на состояние того или иного мира, на примере человеческого мира. Сначала люди живут 80000 лет, имеют тела подобные телам дэвов, а потом нравственность падает, в связи с чем изменяется и деградирует сам человеческий мир: сокращается срок жизни, тела становятся менее совершенными, количество скорби и страданий возрастает, доходя до крайней точки, когда мир людей становится практически неотличимым от мира животных. А затем, постепенно начинается восходящий процесс, пока мир людей снова не доходит до показателей приближенных к дэва-локе, после чего вновь начинается процесс деградации, ибо аничча и замкнутый круг.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#6 Иван » 18.11.2016, 07:54

Бхантэ, будет ли корректным, в таком случае, почитание не только Будды, Дхаммы, Сангхи, но и какого-либо божества?
Вспоминается Ганеша на Тайских алтарях .
Иван M
Аватара
Репутация: 168
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 31.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#7 Топпер » 18.11.2016, 09:26

Иван писал(а):Бхантэ, будет ли корректным, в таком случае, почитание не только Будды, Дхаммы, Сангхи, но и какого-либо божества?
Вспоминается Ганеша на Тайских алтарях .
В Азии почитают. В Тае и Мьянме местных духов и натов. Брахму (Сахампати?) опять таки почитают. В Шри-Ланке местные аналоги индуистских (да и индуистских) дэвов.

А вот нужно ли нашим буддистам это делать для меня вопрос. Если человек не был верующим, то полагаю, что скорее нет, чем да.
Топпер

  • 1

#8 Елена Котельникова » 18.11.2016, 11:39

Raudex писал(а):Вообще то нужно, верить, почитать. Разумеется с пониманием их умеренного величия. Богов канонических: Брахму, Инду-Сакку, Варуну, Исану и прочих. Они идут в комплекте с Типитакой, нравится нам это или нет. Иначе очень много сутт сливаем.
А я поняла, что речь идет о том, чтобы их чтить, но под местными наименованиями и по устоявшимся в стране проживания традициям. Т.е. в российском варианте это были бы какие то Перуны, Велесы и т.п.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#9 Dz » 18.11.2016, 12:32

Raudex писал(а):А вот не факт, ведь в суттах Будда многократно их поминает как всамомделешных. А Будде нам положено верить непосредственно, без оговорок.
Так они с большего все одни и те же лица. Сакка - это Перун, например
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#10 Елена Котельникова » 18.11.2016, 12:40

Бханте, тем более, всамделешних скорее всего не только в древней Индии почитали. Особенно учитывая общих предков у нас. Но это я в контексте традиции_почитания_божеств_в конкретной местности говорю. А она по факту утеряна. Так что в этом плане российским буддистам надо каким то боком фрагментарно восстанавливать родноверие либо ограничиться просто памятованием о божествах.
И потом мне кажется все-таки алтари духам местности и божествам из Канона - разные вещи, т.к. последние имеют гораздо более высокий статус и вряд ли им надо святилища делать...
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 Топпер » 18.11.2016, 12:52

Raudex писал(а):Вообще то нужно, верить, почитать. Разумеется с пониманием их умеренного величия. Богов канонических: Брахму, Инду-Сакку, Варуну, Исану и прочих. Они идут в комплекте с Типитакой, нравится нам это или нет. Иначе очень много сутт сливаем.
Почитать, имею в виду делать пуджи им и прочее, а не просто памятовать о их благих качествах и относиться с уважением.
Ну и кроме того я больше здесь про дэвов в Типитаке не упомянутых, которые из индуизма и христианства.
Топпер

  • 1

#12 Федор » 18.11.2016, 14:55

Белов, прочтите сутту "Приглашение Брахмы" (МН 49), там вы найдете исчерпывающие ответы на ваши вопросы

Белов писал(а):Но вот насколько его власть распространяется над миром и живыми существами?


[Бака Брахма]:Ты не найдешь никакого спасения за пределами этого мира, и в конце концов ты пожнешь лишь усталость и разочарование.
[Будда:] Я знаю это также, Брахма. Если я буду держаться земли, я буду близок к тебе, пребуду в твоем царстве, для тебя исполнять твою волю и наказывать. Если я буду держаться воды… огня… воздуха… существ… богов… Паджапати… Брахмы, я буду близок к тебе, пребуду в твоем царстве, для тебя исполнять твою волю и наказывать. Кроме того, я понимаю твою область и твое господство так: Бака Брахма имеет эту большую силу, это большое могущество, это большое влияние’.
’Скажи тогда, дорогой господин, как ты понимаешь, какова моя власть и каковы пределы этой власти? – сказал Бака Брахма.

"Насколько далеко, где вращаются луна и солнце,
Сияя и проливая свет над странами света, —
Над тысячью таких миров, лун и солнц
Простирается твоя власть, Брахма.

И здесь ты знаешь высокое и низкое,
Вожделеющих и свободных от вожделения,
Состояние, которое есть так и не иначе,
Приход и уход существ.

Все это ты знаешь, Бака Брахма, и нет никого выше тебя в твоем мире. Брахма, я понимаю так: Бака Брахма имеет эту большую силу, это большое могущество, это большое влияние’./МН 49


Дальше в этой сутте и про пределы его власти сказано
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#13 Elman » 18.11.2016, 15:00

Топпер писал(а):Будда Готама писал(а):
«Ананда, пока Ваджжияне оказывают уважение и почести своим святыням в городах и поселках, и не лишают их должных подношений, как это предписано обычаями, до тех пор будут они не к упадку клониться, но преуспевать».....

Так получается что почести святыням (брахмам) это один из способов накопления заслуг? Если к ним относиться как части этого мира (миров) без воздыхания, не будет ли это не благой каммой?
С другой стороны у нас бесчисленное количество рождений, появлений, возможно что каждый из нас был Брахмой, Марой?
Elman
Репутация: 2
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17.02.2016
Традиция: Нет

  • 4

#14 Топпер » 18.11.2016, 15:05

Elman писал(а):Так получается что почести святыням (брахмам) это один из способов накопления заслуг? Если к ним относиться как части этого мира (миров) без воздыхания, не будет ли это не благой каммой?
Если в том объёме, который не противоречит буддийским взглядам, то наверное не будет.
я например при общении с христианами делаю упор на тех благих качествах и заслугах, которые они могут накопить и даже попасть в рай.
Топпер

  • 2

#15 Белов » 18.11.2016, 15:11

Этот вопрос возник после череды некоторых умозаключений.
До встречи с Дхаммой я считал, что Бог есть, но меня не устраивала Его справедливость. И я как бы перестал вообще Его о чём-то просить, но раньше бывало. Потом я просто понял, что попрошайничать нехорошо. Попытался стать "самостоятельным".
После встречи с Дхаммой я узнал, что Бога нет.
Потом узнал, что Он всё-таки есть, но не является создателем.
И последним шагом было понимание того, что камма, самсара и прочее это всё понятно, основной принцип усвоил. В свете всех усвоенных истин и информации я снова обратил внимание на Бога. И тут я осознал, что Он получил высшее рождение в Самсаре. А ведь, чтоб его получить, нужно такой багаж благих заслуг иметь, который простому человеку и не снился.
Я конечно прошу прощения за свой тон, но "Этому парню есть, что рассказать!" - эта была моя мысль, с которой я пошёл со своими вопросами на форум.
И развивая мысль дальше я пришёл к пониманию того, что ведь и в тех мирах есть Сангха? Правильно? Или опять человек "царь зверей", только ему подвластно изучение Дхаммы?
Предупреждая высказывания по поводу того, что не надо искать лёгких путей, хочу сказать, что не стоит пренебрегать помощью тех, кто мудрее. Иногда собака может научить благородному. Не знаю как с традиционными верами и поверьями... Сложно тут всё это. С одной стороны почему, допустим славяне потеряли связь со своими богами? Сами испортились? Или боги это допустили? Вопросов такая тьма тьмущая, что на Дхамму просто времени не останется. Не проще ли просто уважительно и с почтением относиться к тем, кто заслужил более высокое рождение? Не хочу прогневать Богов. но я положа руку на сердце сейчас не смогу определить каким образом мне поблагодарить Перуна и за что, как мне обратиться к Христу и о чём просить, как мне не прогневать Мару и не попасться на его уловки, всё это очень отвлекает от Дхаммы. С одной стороны. А с другой возможен уход в зависимость от какого-либо из божеств потеря веры в собственные силы. Просто банальная лень. Что-то типа:
- "Господи пусть сегодня не будет снега, я так устал его мести"
Через неделю:
- "Почему ты не слышишь меня!? Этот снег опять повалил!"
Федор, это не та, где Будда увидел мысль Брахмы о том, что он подумал будто его мир есть постоянное? И Будда отправился к Брахме, чтоб указать ему на его неправоту. Ну впрочем в любом случае перечитаю сейчас, спасибо. _/\_
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 4

#16 Федор » 18.11.2016, 15:13

Я думаю, что христианство - это своего рода ограниченная часть буддизма,отрезок Большого пути. Оно, несомненно, ведет на Небеса, только ограничено оно неведением, незнанием того, что за его пределами. На мой взгляд, сутта, о которой я выше говорил, абсолютно отражает взгляды христиан в лице Брахмы. И Будда уважает эти взгляды, только указывает даже не на ошибки, а именно на их ограниченность.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#17 sir-cadogan » 18.11.2016, 15:16

Федор писал(а):Оно, несомненно, ведет на Небеса

Если не считать того, что быть рыбаком или мясником христианину не возбраняется.
sir-cadogan M
Аватара
Репутация: 516
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Нет

  • 6

#18 SV » 18.11.2016, 15:17

Дальше в этой сутте и про пределы его власти сказано

К сожалению, ничего не сказано по сути. Вопрос о конкретике - что Бог этот делает, чем занимается, какой у него рабочий график, деловые вопросы, повестка дня :smile: ?

Тут можно только догадки строить.

У меня лично создалось впечатление - что брахмы - это такие ленивые тушонки, которые скорей ничего не делают, нежели делают что-то. Они просто кайфуют в соответствующих им джханах, и усё.

Не хочу прогневать Богов. но я положа руку на сердце сейчас не смогу определить каким образом мне поблагодарить Перуна и за что, как мне обратиться к Христу и о чём просить, как мне не прогневать Мару и не попасться на его уловки, всё это очень отвлекает от Дхаммы. С одной стороны.

Если бы это был какой-то важный вопрос для буддиста - он был бы хоть как-то отражён. Но это настолько несущественно всё в плане личной практики, что можно даже не заморачиваться.
Последний раз редактировалось SV 18.11.2016, 15:29, всего редактировалось 2 раз(а).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#19 Федор » 18.11.2016, 15:18

Белов писал(а):Не проще ли просто уважительно и с почтением относиться к тем, кто заслужил более высокое рождение?

Непременно нужно относиться с уважением.
Еще об уважении: не забывайте, что Будда был учителем и богов, не только людей. И его главным советником на протяжении всей жизни был Брахма Сахампати. (см. Самьютту)
Последний раз редактировалось Федор 18.11.2016, 15:59, всего редактировалось 3 раз(а).
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#20 Федор » 18.11.2016, 15:27

SV писал(а):К сожалению, ничего не сказано по сути

Ну не знаю, Сергей... Для меня эта сутта не просто любимая (с нее именно я и начал свое знакомство с Дхаммой, она уже очень давно переведена на русский язык моим другом), но и исчерпывающе отвечающая на все вопросы о Боге и его предназначении, и о сансаре в целом, и о выборе: остаться верным Богу, или стремиться к выходу из сансары "с ее Брахмами и Марами". Мне лично одной этой сутты хватило бы для Пути. Просто преклоняюсь перед ней.
Великая сутта!!!
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ОКОЛОБУДДИЙСКИЕ БЕСЕДЫ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 21 гость