Термин «досектантский буддизм» (англ. pre-sectarian Buddhism) используется некоторыми учёными для обозначения буддизма, который существовал до появления различных школ (или сект) буддизма. Другие термины, которые используются для обозначения первого периода развития буддизма: «ранний буддизм», «первоначальный буддизм» и «буддизм самого Будды». Некоторые японские ученые (такие, как Накамура и Хиракава) используют термин «ранний буддизм» для первого периода буддизма, а последующий период развития ранних буддийских обозначают как «сектантский буддизм».
Досектантский буддизм — буддизм в период между первым дискурсом Гаутамы Будды до первого продолжительного раскола в Сангхе, который произошёл (по мнению большинства учёных) между Вторым Буддийским собором и Третьим Буддийским собором. Однако профессор Хиракава утверждает, что первый раскол произошёл после смерти царя Ашоки. Профессор Шопен задаётся вопросом: был ли вообще когда-либо единый буддизм, который потом разделился на секты?
Досектантский буддизм — это буддизм, предшествовавший ранним буддийским школам, созданным через примерно сто лет после Париниббаны Будды. Большинство учёных согласны с тем, что существовало классическое канонизированное собрание текстов, которое сравнительно рано поддерживалось сообществом и передавалось. Это может быть, действительно, буддизм самого Будды, хотя доказательств тому нет. По словам профессора А. К. Уордера, нет никаких оснований полагать, что доктрина раннего буддизма была сформулирована кем-то другим, кроме Будды и его ближайших последователей.
Информация о буддизме в период до возникновения ранних буддийских школ основана на жизнеописании Будды и учении в писаниях Тхеравадинского Палийского канона, и уцелевших частей писаний Сарвастивады, Муласарвастивады, Махишасаки, Дхармагуптаки и других школ, большинство из которых доступны только в китайском переводе. Но некоторые отдельные писания, найденные в Непале, составлены на санскрите.
Не так давно Гандхарские буддийские тексты были найдены в Афганистане. Основное содержание Самих текстов в этих текстах настолько схожи, что они считаются различными редакциями одного и того же текста. Суть этих отдельных писаний может быть искажена частной философией отдельных школ либо неточными переводами. Однако при сравнении различных редакций этих текстов (из разных буддийских школ) возможно выявить и устранить наиболее очевидные искажения [...]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Досектантский_буддизм
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ранний_буддизм
http://www.dharmakaya.ru/wiki/История_буддизма
....