Да вот большие сомнения у меня (и не только у меня), что они - читают ПК. Порой кажется что базовые вещи - не усвоены (3ХС, 4БИ, Б8П). При этом огромное значение придётся каким то третьестепенным и порой не каноническим внешним формам.
В процентном отношении таких и правда меньше 0,1% наверное. Но в числовом отношении (как уже писал в теме) - их наверняка многие тысячи человек - в отличие от нашей страны, где канон полтора землекопа изучают - судя хотя бы по статистике сайта. Во-первых, у них есть буддийские университеты, есть, как писал Дхамманандо, центры всякие по изучению Дхаммы "на местах", наверняка есть что-то типа воскресных школ, какие-нить дхамма-кружки или типа того. Есть учёные монахи, отлично знающие канон. Например, Пхра Праюдх Паютто, который очень известный (за рубежом в том числе), очень влиятельный, и имеет множество поклонников в Тае (даже "тот-чьё-имя-тут-не-называют" раболепствует перед ним - правда, скорей всего, в угоду моде, а не искренне). Наверняка есть другие похожие аджаны, меньшего пошиба, о которых англоязычный мир не знает (ничего не переведено и т.д.) - поэтому они и нам неизвестны. Переломить трэнд "тупоголовой религиозщины" эти люди неспособны и наверняка целей таких у них нет (хотя Праюдх написал кучу всяких статей в защиту буддизма от Дхаммакаи, например; написал целую книгу по проблеме бхиккхуни, со всякими ссылками на Винаю и весьма дельными аргументами, после того как состоялся постриг в Австралии и появились первые такие и в Таиланде). Скорее всего такие же здравые буддисты есть и в других традиционных странах - но конечно же в массе "обывателей" они тонут и их выискивать всё равно что иголку в стоге сена. Тот же Дхамманандо говорил, что среди в целом неадекватных тайцев (мирян), есть редкие очень адекватные и "совсем не тайские", которые хорошо "секут тему" и, видимо, неплохо в буддизме разбираются также.
В приезд Аджана Джаясаро в Россию N лет назад, его, помню, сопровождал старенький таец-мирянин. По английски он говорил плохонько, но пытался нам разъяснить смысл факторов Благородного Восьмеричного Пути, а также, тоже помню, настойчиво повторял, что в буддизме нельзя торопиться. Был очень доволен, когда слышал, что мы что-то обсуждали про Аджана Чаа на русском (узнал имя из разговора и видимо понял о чём речь). Ну не знаю, читал он канон или нет, но не исключаю, что это мог быть один из адекватных тайцев-мирян, у которых здравое понимание. И - самое главное - наверняка у них там на месте есть сложившиеся общины вот таких здравых редких тайцев, которые всё хорошо изучают, разбирают, адекватно практикуют без "идеалистических" закидонов и твердолобых "народных" верований.