SV писал(а):Да, я лично очень много раз слышал про то, что кто-то там этого самого "сосредоточения" достиг - но доказать никто ничего так и не смог. А некоторые так и вовсе демонстрировали уж явно далёкое от "сосредоточения" поведение
Это "явно далекое поведение" было прямо во время джаны?
Во время джханы человек не может демонстрировать поведение)), а после джханы на короткое время остается пост-джхановое сосредоточение (некоторые называют его упачара самади после джхан) - оно сохраняется максимум несколько часов, а если вокруг отвлекающие объекты - то разрушается очень быстро. Также, как правило после достижения джхан всплывают скрытые загрязнения, или имеющиеся загрязнения проявляются с большей чем обычно силой, просто потому, что они получают питание от острого ума. Чем больше было в уме загрязнений, тем больше они проявляются при выходе из сосредоточения. В результате сосредоточение сразу разрушается и некоторое время снова достичь сосредоточения будет сложно. Особенно это проявляется на первых этапах практики джхан. Только постепенно, по мере глубокого очищения ума, эти маятникоподобные качания становятся все меньше и меньше и ум обретает равновесие, устойчивое сосредоточение и умиротворение.
Да и вообще, только те, кто практикует в уединении, может реально развить джханы, сделать их устойчивыми. Чем меньше отвлекающих факторов, тем дольше можно сохранить достигнутое сосредоточение.
Также, если сосредоточение было длительным, то при выходе из уединенного обитания в неблагоприятную окружающую среду, ум схлапывается, внимание глубоко погружается внутрь себя, ум с трудом реагирует на внешние раздражители. Это видимо реакция самозащиты. Но через некоторое время внешние факторы все равно постепенно отвлекают и сосредоточение постепенно разрушается.
Если под доказательством Вы подразумеваете неподвижное сидение, то это тоже не является показателем - пока сосредоточение не развито, то джханы достигаются на некоторое время, затем ум выходит из сосредоточения, затем снова погружается - в эти моменты он может слышать звуки, а возможно и чувствовать боль в теле, может сменить позу. Это и суттах есть, когда Будда объяснял, почему во время джхан один из его учеников слышал внешние звуки.
Вообщем, сосредоточение, в отличие от Прозрения, является очень хрупким достижением. Нужно ли мне привести сутты, где монах, который успешно и вероятно длительно практиковал джханы, закончил жизнь самоубийством, т.к. больше не мог войти в джханы из-за болезни. А второй подобный монах жаловался Будде, что также из-за болезни не может больше входить в джханы, на что Будда порекамендовал ему по-моему наблюдать непостоянство.
SV писал(а):Я вам ещё раз говорю - покажите мне таких. Реально вот, покажите человека с джханой.
А зачем? Если нет желания увидеть, то хоть что показывай, Вы все равно останетесь при своем мнении, включите скепсис, да еще и начнете обвинять. Да и кто Вам должен что-то доказывать? Думаю, что Вы сами это все прекрасно понимаете.
SV писал(а):Не грести всех под одну гребенку и не давать всем общих оценок (типа: никто уже плодов пути достичь не может, и карма у всех плохая).
Простите, но опять очередная бравада по типу "вы все никто, а я вот орёл".
Жаль, что Вы так все воспринимаете. Ничего подобного не подразумевалось.