Список форумов › Теория и практика › ТЕОРИЯ
С другой, говорит, что "есть не рожденное, не сотворенное..." Понимать это можно как буквально, так и в переносном смысле.
SV писал(а):Вот все такие непонятные загадки чтобы понимать, неплохо бы вариться в теме - т.е. быть там, тогда, в тот момент, когда это Будда говорил, знать кому он это говорил и почему.
В списках дхамм Ниббана есть. Отдельная дхамма. Необусловленная. Соответственно как можно говорить, что в Ниббане ничего нет, когда есть.... Ниббана?Киттисаро писал(а):В свете обсуждений на БФ темы ниббаны предлагаю изложить тут свои точки зрения о природе ниббаны. Бытуют полярные мнения (не берем этернализм и аннигилиционизм в их грубой форме) о прекращении какого-либо существования и необусловленном существовании вне пяти совокупностей. Оба мнения имеют под собой канонические обоснования. Однозначного определения ниббаны в каноне нет, поэтому неплохо бы сойтись к какой-нибудь позиции.
С одной стороны Будда говорит, что вне пяти совокупностей нельзя найти ничего. С другой, говорит, что "есть не рожденное, не сотворенное..." Понимать это можно как буквально, так и в переносном смысле. В первом случае можно сказать, что нельзя найти, т.к. ничего нет, либо нельзя найти, т.к. нечем. Во втором, что есть, допустим, некая персональная ниббана-дхамма, которая остается после париниббаны и вечно парит где-то в большой Ниббане, либо это можно понять как необусловленность наличия ниббаны от каких-либо сансарных действий.
Какие будут мнения (желательно опираться на Суттанту)?
Топпер писал(а):В списках дхамм Ниббана есть. Отдельная дхамма. Необусловленная. Соответственно как можно говорить, что в Ниббане ничего нет, когда есть.... Ниббана?
Притом Ниббана - это не просто концепция (панняти). Ниббана - Параматтха. Истинная реальность. То, что "существует на самом деле".
Иначе ничем бы Ниббана не отличалась бы от концепции смерти материалистов: умер и всё. С концами.
Тогда без меня.Киттисаро писал(а):Я предлагал изначально оперировать аргументами только из Суттанты, дабы снова не развязывать тему о достоверности Абхидхаммы. В Суттанте нет списка дхамм. Понимаю, что вы не приемлете такой подход, но я бы все-таки поставил такое ограничение, хотя бы в рамках этой темы.
Дхаммы - это параматтхи. Истинная реальность.Это как сказать о пламени свечи - "угасшее пламя". Оно есть? Так же и с париниббаной - это термин, описывающий процесс, а не истинная реальность.
Иначе ничем бы Ниббана не отличалась бы от концепции смерти материалистов: умер и всё. С концами.
Топпер писал(а):Поэтому Ассаджи и критикует сайт
Дхаммы - это параматтхи. Истинная реальность.
я вот различаю смерть материалистов и Ниббану.
Дхамма Ниббана - есть. Она в списках дхамм именно как дхамма, а не как фикция.Киттисаро писал(а):Вот я и говорю, есть ли дхамма "угасшее пламя"?
Топпер писал(а):Потому, что если бы это было "угасшее пламя" или "окончание страдания" - то в этом случае Ниббана была бы причинно-обусловленна пламенем или страданиями.
Да и если взять прижизненную Ниббану: она могла быть "созерцаема" Буддой и Арахантами. Т.е. могла быть объектом для сознания.
Отсутствие горения может быть нескольких видов:Киттисаро писал(а):а отсутствие горения не может быть обусловлено.
Выделил жирным: amosadhammaṃ nibbānaṃ - неложная (необманичвая, не вводящая в заблюждение и т.п.) дхамма ниббана.Его Освобождение, основанное на Истине, неколебимо, независимо от того, что всё вокруг обманчиво, ложно. Освобождение – это свобода от иллюзий, это Истина. Монах, наделённый таким настроем, наделён высшей решимостью следовать Истине, поскольку Освобождение, свободное от иллюзий, есть высшая благородная Истина.
Вот перевод Бхикху Бодхи:
“His deliverance, being founded upon truth, is unshakeable. For that is false, bhikkhu, which has a deceptive nature, and that is true which has an undeceptive nature—Nibbāna. Therefore a bhikkhu possessing this truth possesses the supreme foundation of truth. For this, bhikkhu, is the supreme noble truth, namely, Nibbāna, which has an undeceptive nature.
Вот соотв. отрывок на пали:
Tassa sā vimutti sacce ṭhitā akuppā hoti. Tañhi, bhikkhu, musā yaṃ mosadhammaṃ, taṃ saccaṃ yaṃ amosadhammaṃ nibbānaṃ. Tasmā evaṃ samannāgato bhikkhu iminā paramena saccādhiṭṭhānena samannāgato hoti. Etañhi, bhikkhu, paramaṃ ariyasaccaṃ yadidaṃ—amosadhammaṃ nibbānaṃ.
...
Затем, осознав значимость этого, Благословенный произнёс:
«Есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни сферы безграничного пространства, ни сферы безграничного сознания, ни сферы отсутствия чего бы то ни было, ни сферы ни восприятия, ни не-восприятия; ни этого мира, ни следующего мира, ни солнца, ни луны. И там, я говорю вам, нет ни появления, ни движения, ни пребывания; ни исчезновения, ни возникновения: [это] не утверждённое, не действующее, не имеющее опоры. Это и только это является окончанием страдания».
Затем, осознав значимость этого, Благословенный произнёс:
«Монахи, есть не рождённое, неустановленное, несотворённое, не сконструированное. Если бы не было этого не рождённого, неустановленного, несотворённого, не сконструированного – то не было бы возможности освободиться от рождённого, установленного, сотворённого, сконструированного. Но именно потому, что есть не рождённое, неустановленное, несотворённое, не сконструированное – можно распознать освобождение от рождённого, установленного, сотворённого, сконструированного».
Ну и вот ещё две известные сутты из Кхуддака никаи про ниббану:
Как написано в сутте, так и читаю, - есть нерожденное и т.д.)SV писал(а):И все читают эти слова в буквальном смысле, чего делать явно не стоит. Это ведь ведические мыслительные рамки (почти идентичные фрагменты есть в Ведах), там всё может быть вообще совсем иначе, чем мы осмеливаемся предположить.
Да, всё, что чувствуется (ведаита), прекращается. Но это не про ниббану.SV писал(а):А есть ведь и другие сутты, как вот эта. Тут Будда вполне чётко говорит о том, что останется, а что исчезнет:
Когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с телом, он понимает: «Я чувствую чувство, прекращающееся вместе с телом». Когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с жизнью, он понимает: «Я чувствую чувство, прекращающееся вместе с жизнью». Он понимает: «После распада тела, после истощения жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом, прямо здесь и угаснет. Одни лишь телесные останки останутся».
Представьте, монахи, как если бы человек вынул бы горячий [глиняный] горшок из гончарской печи для обжига и поставил бы его на ровную [поверхность] земли: его тепло тут же бы иссякло, и одни глиняные черепки бы остались. Точно также, когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с телом… прекращающееся вместе с жизнью… он понимает: «После распада тела, после истощения жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом, прямо здесь и угаснет. Одни лишь телесные останки останутся».
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... _51-parivimamsana-sutta-sv.htm
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an9_34-nibbana-sutta-sv.htmЯ слышал, что однажды Достопочтенный Сарипутта пребывал рядом с Раджагахой в Бамбуковой Роще в Беличьем Святилище. Там он обратился к монахам: «Эта ниббана приятна, друзья. Эта ниббана приятна».
Когда так было сказано, Достопочтенный Удайин спросил Достопочтенного Сарипутту: «Но где же тут приятное, мой друг, где ничего не чувствуется?»
«Вот так здесь и приятно, мой друг: где ничего не чувствуется.
...
Да, всё, что чувствуется (ведаита), прекращается. Но это не про ниббану.
Как написано в сутте, так и читаю, - есть нерожденное и т.д.)
Тут скорее подойдёт сравнение языка описательной физики средних классов школы и языка аналитической физики (основанной более на математическом аппарате, нежели на простых опытах) старших.Кхеминда писал(а):А я вот не пойму, зачем говорить на языке абхидхаммы с неабхидхаммистами, вот с точки зрения традиции и суттанта и абхидхамма 2 разных языка, как английский и русский, мне например не нравится говорить на английском к примеру, или я его не воспринимаю, а вот на языке суттанты нравится, он мне как родной, более ясен для меня, соответственно я буду говорить на нем.
Оно бы возникало из факта окончания пламени.Киттисаро писал(а):Тогда можно было бы и сказать, что отсутствие пламени где-либо обусловлено причинами, что не так. Горение обусловлено, а отсутствие горения не может быть обусловлено.
Объект есть: как минимум ведана (суккха) является объектом для ума в этот момент.Если, например, взять состояние инсайта, то это весьма блаженное состояние. При этом объектом созерцания является просто ум, с отсутствием загрязнений. Конкретного объекта как бы и нет. Будда, вроде бы, где-то проводил такую экстраполяцию и на ниббану.
Например потому, что эти останки - то, что очевидно для окружающих остается от архата.SV писал(а):А какой резон тогда вообще говорить про "одни лишь телесные останки останутся" ? Вполне можно ведь было и без этого обойтись.Да, всё, что чувствуется (ведаита), прекращается. Но это не про ниббану.
(и так же про остальные кхандхи)«Точно также, Великий царь, та форма, посредством которой кто-либо, описывая Татхагату, мог бы описать его, – была отброшена Татхагатой, срублена под корень, сделана подобной обрубку пальмы, уничтожена, так что более не может возникнуть в будущем. Татхагата, Великий царь, освобождён от определения в рамках формы. Он глубок, безмерен, неизмерим, как океан»1. [Утверждение] «Татхагата существует после смерти» неуместно; «Татхагата не существует после смерти» неуместно; «Татхагата и существует и не существует после смерти» неуместно; «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти» неуместно.
Сейчас этот форум просматривают: 1 гость