Ниббана
Добавлено: 29.11.2015, 04:59
В свете обсуждений на БФ темы ниббаны предлагаю изложить тут свои точки зрения о природе ниббаны. Бытуют полярные мнения (не берем этернализм и аннигилиционизм в их грубой форме) о прекращении какого-либо существования и необусловленном существовании вне пяти совокупностей. Оба мнения имеют под собой канонические обоснования. Однозначного определения ниббаны в каноне нет, поэтому неплохо бы сойтись к какой-нибудь позиции.
С одной стороны Будда говорит, что вне пяти совокупностей нельзя найти ничего. С другой, говорит, что "есть не рожденное, не сотворенное..." Понимать это можно как буквально, так и в переносном смысле. В первом случае можно сказать, что нельзя найти, т.к. ничего нет, либо нельзя найти, т.к. нечем. Во втором, что есть, допустим, некая персональная ниббана-дхамма, которая остается после париниббаны и вечно парит где-то в большой Ниббане, либо это можно понять как необусловленность наличия ниббаны от каких-либо сансарных действий.
Какие будут мнения (желательно опираться на Суттанту)?
С одной стороны Будда говорит, что вне пяти совокупностей нельзя найти ничего. С другой, говорит, что "есть не рожденное, не сотворенное..." Понимать это можно как буквально, так и в переносном смысле. В первом случае можно сказать, что нельзя найти, т.к. ничего нет, либо нельзя найти, т.к. нечем. Во втором, что есть, допустим, некая персональная ниббана-дхамма, которая остается после париниббаны и вечно парит где-то в большой Ниббане, либо это можно понять как необусловленность наличия ниббаны от каких-либо сансарных действий.
Какие будут мнения (желательно опираться на Суттанту)?