Сутты. Топ-10 (15)

Список форумов Теория и практика ТЕОРИЯ

Описание: Обсуждения теоретической Дхаммы.

  • 1

#1 masterjack » 18.10.2017, 14:55

добра всем.

такая мысль летала по просторам ума и вот я попробовал воплотить ее в эту реальность.
Есть общеизвестные сутты, которые знают многие: Сигаловада сутта, Махасатипатхана сутта, Ганакамоггалана сутта, ...
но у каждого наверное есть небольшой перечень сутт, которые "зашли", которые чаще всего вспоминаются по тому или иному поводу, перечитываются,
сутты которые вот так запали в ум, что-то сказали
Как если бы он поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть
предлагаю, если таковые есть, поделиться своим перечнем "избранного". ну или того, на что хотелось бы обратить внимание, выделить.
сутт 10-15

ценность рождения человеком и встречи с Даммой
СН 56.47 Чиггалаюга сутта Ярмо с отверстием
АН 08.29 Аккхана сутта Неподходящий момент

последовательность практики
МН 024 Ратхавинита сутта Перекладные колесницы
МН 125 Дантабхуми сутта Уровень приручённого (слона)

практика
CН 49.26 Руккха сутта Дерево (неблагие состояния ума)
АН 03.49 Атаппакарания сутта Рвение
АН 03.92 Аччайика сутта Три неотложных дела домохозяина-фермера
МН 002 Саббасава сутта О всех загрязнениях

ум
АН 03.109 Патхама араккхита сутта Остроконечная крыша
МН 019 Дведха витакка сутта Два типа мыслей
МН 020 Витаккасантхана сутта - Ослабление мыслей
МН 078 Саманамандикапутта сутта Младенец и Арахант
СН 12.61 Патхама ассутава Сутта Необученный

СН 22.79 Кхаджания сутта Поражён

отдельно хотел бы добавить два фрагмента сутт.
пример с водяной змеей о том как важно правильное ухватывание Даммы
МН 022 Алагаддупама сутта
Скрытый текст
Монахи, бывает так, что некие никчёмные люди изучают Дхамму: беседы, повествования в стихе и прозе, объяснения, строфы, спонтанные восклицания, цитаты, истории рождения, удивительные случаи, вопросы и ответы4. Изучив Дхамму, они не стараются выяснить смысл этих Дхамм5 своей мудростью. Не выяснив смысла этих Дхамм своей мудростью, они, посредством рассуждения, не приходят к согласию [с этими учениями]. Они изучают Дхамму, чтобы в спорах нападать на других и защищать себя. Они не достигают цели, ради которой изучается Дхамма. Их неправильное ухватывание этих Дхамм приведёт к их длительному вреду и страданиям. Почему? Из-за неправильного ухватывания Дхамм.
Представьте, как если бы человеку была бы нужна водяная змея, он искал бы водяную змею, блуждал в поисках водяной змеи. Он бы увидел большую водяную змею и схватил бы её за кольца или за хвост. Водяная змея, развернувшись, укусила бы его за ладонь, или за руку, или за иную часть тела, из-за чего он бы пережил смерть или смертельные муки. И почему? Из-за неправильного ухватывания водяной змеи. Точно также, бывает так, что некие никчёмные люди изучают Дхамму… Изучив Дхамму, они не стараются выяснить смысл этих Дхамм своей мудростью. Не выяснив смысла этих Дхамм своей мудростью, они, посредством рассуждения, не приходят к согласию. Они изучают Дхамму, чтобы в спорах нападать на других и защищать себя. Они не достигают цели, ради которой изучается Дхамма. Их неправильное ухватывание этих Дхамм приведёт к их длительному вреду и страданиям. Почему? Из-за неправильного ухватывания Дхамм.
Но бывает и так, что некие представители клана изучают Дхамму… Изучив Дхамму, они стараются выяснить смысл этих Дхамм своей мудростью. Выяснив смысл этих Дхамм своей мудростью, они, посредством рассуждения, приходят к согласию [с этими учениями]. Они не изучают Дхамму ради того, чтобы в спорах нападать на других и защищать себя. Они достигают цели, ради которой изучается Дхамма. Их правильное понимание этих Дхамм приведёт к их длительному благополучию и счастью. И почему? Из-за правильного ухватывания Дхамм.
Представьте, как если бы человеку была бы нужна водяная змея, он искал бы водяную змею, блуждал в поисках водяной змеи. Он бы увидел большую водяную змею и крепко прижал её палкой-рогатиной. Крепко прижав её рогатиной, он бы крепко ухватил её за шею. И тогда сколь бы водяная змея ни крутилась, обвиваясь своими кольцами вокруг его ладони, руки, или иной части тела, из-за этого он не переживёт смерти или смертельных мук. И почему? Из-за правильного ухватывания водяной змеи. Точно также некие представители клана изучают Дхамму… Изучив Дхамму, они стараются выяснить смысл этих Дхамм своей мудростью. Выяснив смысл этих Дхамм своей мудростью, они, посредством рассуждения, приходят к согласию. Они не изучают Дхамму ради того, чтобы в спорах нападать на других и защищать себя. Они достигают цели, ради которой изучается Дхамма. Их правильное понимание этих Дхамм приведёт их к длительному благополучию и счастью. И почему? Из-за правильного ухватывания Дхамм.
Поэтому, монахи, когда вы понимаете смысл какого-либо моего утверждения, то так вам и следует это запомнить. Но когда вы не понимаете смысла какого-либо моего утверждения, то вы тут же должны расспросить меня или опытных монахов
пример того как нужно относиться к окружающим ресурсам.
ЧВ 11 Панча сатика кхандхака Собор пятисот
Скрытый текст
В то время царь Удена отдыхал в парке вместе с женщинами из своего дворца. И эти женщины услышали, что их учитель, Достопочтенный Ананда, сидит под кроной дерева неподалёку от парка. И они сказали царю Удене: «Говорят, что наш учитель, Достопочтенный Ананда, сидит под кроной дерева неподалёку от парка. Господин, мы хотим пойти увидеть его».
«Ну что же, ступайте и повидайте отшельника Ананду». И они отправились, и, поприветствовав Достопочтенного Ананду, сели рядом. И он наставлял, призывал, воодушевлял и радовал их беседой о Дхамме. А затем, когда проповедь подошла к концу, они подарили Ананде пятьсот одеяний и, восторженно поблагодарив его за беседу, встали, поклонились ему, и, обойдя его с правой стороны, ушли.
Царь Удена заприметил их издали и, увидев, сказал: «Удалось ли вам повидаться с отшельником Анандой?»
«Да, мы навестили его, Господин».
«Одарили ли вы отшельника Ананду чем-либо?»
«Господин, мы подарили Достопочтенному Ананде пятьсот одеяний».
Тогда царь Удена злился, возмущался и негодовал, говоря: «Как отшельник Ананда может принимать в дар столько одежд?! Он что, станет бродячим торговцем или откроет лавку?»
И тогда царь Удена отправился туда, где находился Достопочтенный Ананда, и, обменявшись с ним вежливыми приветствиями, сел рядом. Затем он обратился к Достопочтенному Ананде: «Приходили ли сюда наши женщины, Ананда?»
«Да, великий царь».
«Подарили ли они Достопочтенному что-нибудь?»
«Великий царь, они преподнесли мне пятьсот одежд».
«И что же Достопочтенный намеревается делать с этими одеждами?»
«Великий царь, я разделю их между монахами, одежды которых износились».
«А что же Достопочтенный намеревается делать с этими изношенными одеждами?»
«Великий царь, мы сделаем из них стёганые покрывала».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми покрывалами?»
«Великий царь, мы сделаем из них чехлы для подушек».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми чехлами для подушек?»
«Великий царь, мы сделаем из них коврики».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми ковриками?»
«Великий царь, мы сделаем из них полотенца для ног».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми полотенцами для ног?»
«Великий царь, мы сделаем из них тряпки».
«А что же Достопочтенный намеревается делать со старыми тряпками?»
«Великий царь, мы порвём их на лоскутки, смешаем с глиной и используем для закладки глиняного пола».
Тогда царь Удена подумал: «Эти сыны Сакьев умело пускают в ход всё, и ничего не принимают в качестве имущества одного человека». И он подарил Достопочтенному Ананде ещё пятьсот одеяний.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#2 Maksim Furin » 19.10.2017, 00:10

Охохо, может топ 1000? Ну я пока только две никаи осилил. Но так как в FBReadere закладок просто тьма тьмущая, сделал себе маленькую книжечку из них, что бы было удобнее возвращаться к самым "сочным" моментам. Тут есть как и цитаты, так и сутты целиком. Распечатал в бумаге и планирую ещё несколько таких сделать. Бросаю как есть (а там есть не только из канона цитаты). Так что если кому пригодится, отредактируете и переиначите содержимое сами.

Собсно сама компиляция.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#3 The Коля » 19.10.2017, 08:12

я за топ 84 000)
The Коля

  • 1

#4 Федор » 19.10.2017, 09:19

Знакомство с Каноном началось для меня с Самьтты. Небольшие, емкие и удивительно поэтичные сутты, сходные по стилю с Дхаммападой.
Например, "Птичьи гнезда" (Саккасамьютта). "Пересечение потока" - просто поражают состраданьем, мудростью и лаконизмом.
Маджджхима произвела другое впечатление. На мой взгляд - это само учение и есть, во всей его полноте. Пожалуй, самая важная Никая. "Брахманимантаника Сутта" (Приглашение Брахмы) (МН 49) - самая любимая сутта, самая важная для меня, для моего личного жизненного и духовного пути.
Ну и Дигха. В ней много сутт, которые являются как бы итоговыми, в которых повторяются все этапы Пути. Там же есть сутты на темы, которых не встретишь в других Никаях (возникновение мира, например).
Для себя особо выделяю ДН 1, и, конечно же, самую важную сутту Канона"Махапариниббана Сутту" (ДН 16).
Последний раз редактировалось Федор 19.10.2017, 10:00, всего редактировалось 2 раз(а).
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 masterjack » 19.10.2017, 09:29

Неее. Топ 84000 уже есть. А тыщу вряд ли будет время оформлять. А так можно накидать десяток запавших сутт. Да и время от времени этот десяток может быть разным. Будет эдакий диагноз по аватаре подборке :) Будем лучше знать с каким умом имеем дело. Вот например некий форумчанин высказывает свою точку зрения. То тут то там. Почему бы ему не собрать основу для своего взгляда и разместить в одном месте. Глядишь может больше согласных будет.
Ну а самой теме надо же какое-то название дать и что-то написать, не выложить же просто так список.
Ну вышло так, то пусть будет так. Кто увидит в этом посте сутты с которыми еще не знаком и прочитает их, а кто-то может увидеть что угодно, но только не сутты. Что же тут поделать, значит вот такой у него ум.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 Dimitry » 19.10.2017, 23:40

и в виде книжечки этот топ-сутт напечатать.
! Impurezas no pasarán!
Dimitry M
Аватара
Откуда: Петербург
Репутация: 2553
Сообщения: 1782
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Dz » 20.10.2017, 14:04

ДН 8 Кассапа сиханада сутта
(О различных аскетах и их практиках, а также о последовательных этапах буддийского пути. В конце сутты Будда объясняет особенности его Львиного Рыка)

ДН 9 Поттхапада сутта
(Длинная беседа на тему воззрений о "я", а также возможных видах личностного существования)

ДН 15 Маханидана сутта - Большая беседа о зависимом возникновении (перевод: SV)
(Детальные аспекты и некоторые подробные разъяснения звеньев схемы зависимого возникновения, а также рассуждения о доктринах существования "я")

МН 2 Саббасава сутта - Все пятна загрязнений ума (перевод: SV)
(Неправильно работать с любыми загрязнениями ума только каким-то одним способом. В этой сутте объясняется, что нужны разные подходы и методы в зависимости от видов загрязнений и жизненных ситуаций)

МН 9 Саммадиттхи сутта - Правильные воззрения (перевод: SV)
(Почтенный Сарипутта объясняет в каком случае о человеке можно сказать, что он достиг правильных воззрений)

МН 46 Маха дхаммасамадана сутта - Большая лекция об осуществлении вещей (пер.: SV)
(Невежественные люди отбрасывают правильный путь и выбирают неправильный, что приводит их к длительным страданиям)

МН 120 Санкхарупапатти сутта - Рождение через намерение (перевод: SV)
(Если человек имеет должные благие качества ума, то при сильном желании он может выбрать тот мир, где он хочет родиться)

МН 136 Махакаммавибханга сутта - Большое изложение о поступке (перевод: SV)
(Объяснение тонкостей механизма каммы)

СН 12.12 Пхаггуна сутта - К Пхаггуне (перевод: SV)
(Будда объясняет, что живое существо - это набор обусловленных феноменов, за которыми не стоит никакой постоянной души, личности, «я»)

СН 35.23 Сабба сутта - Всё (перевод: SV)
(Будда объясняет что такое "Всё".)

АН 7.66 Сатта сурия сутта - Семь солнц (перевод: SV)
(Пророчество Будды о том, что Земля сгорит в пламени солнца)
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ТЕОРИЯ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя

cron