О фундаментальных спорах
Добавлено: 18.12.2019, 19:19
Многие споры сводятся к одному вопросу: как лучше, как правильнее? Три корзины или только две; камма действует только в трёх жизнях или бесконечно; так толковать понятие или иначе; такой перевод или иной.
Эти вопросы зачастую затрагивают основы Дхаммы, её теорию - в смысле базис учения.
Мне кажется, на все эти вопросы точнее всего ответили А. И Б. Стругацкие в книге "Жук в муравейнике:
Всего-навсего люди, а не Будда или араханты. На мой взгляд давать свой однозначный ответ на подобные вопросы - означает ставить себя выше сотен монахов третьего собора; тысяч монахов, получивших высшее тхеравадинское образование; десятков или сотен тысяч монахов тхеравады, живших со времён Будды до наших дней.
Возможно до нас дошло искажённое учение и монахи первых соборов думали иначе, чем мы считаем про них сейчас, но этого мнению придерживаются тысячи монахов сейчас и сто-двести лет назад. Почему мы можем быть так уверены, что именно мы правы, а не кто-то другой?
Мы никогда не сможем узнать какой вариант правильный, пока мы всего-навсего люди. В нашем случае остаётся только один вариант - вера.
Эти вопросы зачастую затрагивают основы Дхаммы, её теорию - в смысле базис учения.
Мне кажется, на все эти вопросы точнее всего ответили А. И Б. Стругацкие в книге "Жук в муравейнике:
— Мальчик, — сказал Экселенц почти нежно. — ты думаешь над этим едва полчаса, а я ломаю голову вот уже сорок лет. И не только я. И мы ничего не придумали, вот что хуже всего. И никогда ничего не придумаем, потому что самые умные и опытные из нас — это всего-навсего люди.
Всего-навсего люди, а не Будда или араханты. На мой взгляд давать свой однозначный ответ на подобные вопросы - означает ставить себя выше сотен монахов третьего собора; тысяч монахов, получивших высшее тхеравадинское образование; десятков или сотен тысяч монахов тхеравады, живших со времён Будды до наших дней.
Возможно до нас дошло искажённое учение и монахи первых соборов думали иначе, чем мы считаем про них сейчас, но этого мнению придерживаются тысячи монахов сейчас и сто-двести лет назад. Почему мы можем быть так уверены, что именно мы правы, а не кто-то другой?
Мы никогда не сможем узнать какой вариант правильный, пока мы всего-навсего люди. В нашем случае остаётся только один вариант - вера.