Список форумов › Теория и практика › ТЕОРИЯ
Топпер писал(а):с одной стороны мы имеем всеобщий принцип непостоянства - аниччи характерный для всех феноменов. С другой стороны имеем существование миров четвёртой джханы и арупа-лок, которые ни при каких обстоятельствах не разрушаются при гибели мира.Вот такое вот своеобразное противоречие.
Топпер писал(а):В субботу во время обсуждения сутт, Вадим поднял интересный вопрос: с одной стороны мы имеем всеобщий принцип непостоянства - аниччи характерный для всех феноменов. С другой стороны имеем существование миров четвёртой джханы и арупа-лок, которые ни при каких обстоятельствах не разрушаются при гибели мира.
Вот такое вот своеобразное противоречие.
Вот мы примерно так на обсуждении и решили.SergeyCH писал(а):Ну как я себе это пониманию, большинство нижних миров материальны, даже миры форм являются тонкоматериальными. Потому они и подвержены разрушению. А что касается арупа-лок, то скорее всего это и миром сложно назвать, это просто некое состояние, в котором находятся живые существа. И что самое гланвое, даже не смотря на неразрушимость этих миров, само пребывание в них не вечно. Либо достигается ниббана (для анагаминов) либо падение в нижние миры. Так что законы Дхаммы остаются в силе. Так я думаю.
В том то и дело, что не одна получается. Одна - каждую каппу гибнет. 1000 - каждые восемь. Тысяча тысяч (фактически все миры) - каждые шестьдесят четыре.SV писал(а):Скажем так, речь-то идёт об одной мировой системе, которая мизерная часть вселенной. То, что вселенные тоже распадаются и возникают - это вполне себе факт научно доказанный. Просто в буддизме об этом не говорится, не упомянуто. Упомянута тока одна мировая система локальная.
Одна - каждую каппу гибнет. 1000 - каждые восемь. Тысяча тысяч (фактически все миры) - каждые шестьдесят четыре.
Говориться о мирах с горой Меру. А их множество.Eugeny писал(а):Насколько осведомлен, в суттах говорится, что вся вселенная время от времени свертывается, время от времени развертывается. Слово мировая система не упоминается ведь.
Даже в конце махакальпы? То есть по поводу кальпы понятно. А махакальпа?Топпер писал(а):В субботу во время обсуждения сутт, Вадим поднял интересный вопрос: с одной стороны мы имеем всеобщий принцип непостоянства - аниччи характерный для всех феноменов. С другой стороны имеем существование миров четвёртой джханы и арупа-лок, которые ни при каких обстоятельствах не разрушаются при гибели мира.
Согласен. Вселенная расширяется, а значит она непостоянна.SV писал(а):Но раз не сказано, то это не значит, что она не гибнет.
Я, как научный догматик, позволю уточнить - это не факт, а предположение в пользу которого множество веских, косвенных подтверждений. Причем не то, что распадаются и возникают, а то, что именно наша вселенная возникла в результате Большого взрыва.SV писал(а):То, что вселенные тоже распадаются и возникают - это вполне себе факт научно доказанный
По идее нет. Выше третий джханы миры получаются вечными.Михаил Макушев писал(а):Даже в конце махакальпы? То есть по поводу кальпы понятно. А махакальпа?Топпер писал(а):В субботу во время обсуждения сутт, Вадим поднял интересный вопрос: с одной стороны мы имеем всеобщий принцип непостоянства - аниччи характерный для всех феноменов. С другой стороны имеем существование миров четвёртой джханы и арупа-лок, которые ни при каких обстоятельствах не разрушаются при гибели мира.
Почему же постоянное? Этак мы и до экзистенциальности постоянного дойдем - де раз вокруг все спокойно - то значит постоянно. Мир меняется - и он уже не постоянен. Некто попадает в те миры, некто исчезнет оттуда - стало быть постоянности нет. Отсутствие глобального разрушения не означает наличия постоянности.SV писал(а):Тогда приходим к идее, что что-то в мире есть постоянное, что суть не-Дхамма.
Никакие миры в принципе не могут быть вечными, не говоря уж о материальных, к которым миры Форм относятся.
Сейчас этот форум просматривают: 1 гость