1. Будда те миры назвал неблагоприятными для рождения (не помню название сутты). Конечно, дуккха там практически не ощущается, но состояние это всё же временно. А не благоприятным он назвал его в силу того, что там существо живёт неоправданно долгий срок жизни (84 000 кальпы)... то есть, по сути, тратит время на ничего не делание, тогда как все остальные спасаются.Tao писал(а):Все-таки очень интересный для меня вопрос - есть ли дукха помимо аниччи в cфере ни восприятия, ни не-восприятия арупалоки? Какие преимущества кроме постоянности и неизменности Ниббаны у Ниродха Саммапати?
2. Да, если мне память не изменяет, то состояние Ниродхи сходно с состоянием мира "не восприятия ни не-восприятия". Когда Будда только учился у брахманов, он же достиг этого состояния и браханы ему сказали, мол это и есть освобождение. Но Будда, оказался смышлёней, и понял, что тут что-то не то и начал уже взращивать мудрость, тогда-то и просветлел. В той сутте, название которой я вспомнить так и не могу, к Будде пришёл брахман и сказал, что он достиг состояния Ниродхи и спросил "Это ли освобождение?", на что Благословенный ответил, что нет. Мол если брахман не разовьёт в себе мудрость, то после смерти переродиться в мире "не восприятия ни не-восприятия", что кончено прикольно, но не очень. После этого Будда преподал ему учение об анатта и четырёх благородных и брахман просветлел.