Будда сказал, что он учит только Дуккхе, и прекращению Дуккхи, то есть страданию, и прекращению страдания. Первая благородная истина имеет дело с проблемой страдания. Однако истина о страдании - это не последняя истина в учении Будды. Это только начальная точка. Будда начинает со страдания, потому, что его учение предназначено для определенной цели: оно предназначено для приведения к освобождению. Для того, что бы сделать это, он должен дать нам повод для поиска освобождения. Если человек не знает, что его дом в огне, он живёт в нем, наслаждаясь, играя и смеясь. Для того, что бы заставить его выйти, сначала мы должны заставить его понять, что его дом в огне. Таким же образом Будда объявляет, что наша жизнь пылает старением, болезнью и смертью. Наши умы пылают ненавистью, жадностью и заблуждением. Мы готовы искать способ освобождения, только когда мы начинаем осознавать опасность этого. Во второй благородной истине он отмечает, что основной причиной страдания является жажда, желание мира зримого, звуков, запахов, вкусов, прикосновений и идей. Поскольку причиной Дуккхи является жажда, ключом к достижению конца Дуккхи является устранение жажды. Поэтому Будда объясняет Третья Благородная Истина, как прекращение жажды. Благородная истина о прекращении страдания имеет два аспекта, психологический аспект и философский. Вкратце мы будем иметь дело с каждым из них. Сначала, психологический аспект. Мы находим, что несчастье, недовольство или страдание результат напряженности между желанием и отсутствием предмета желания. Теперь существует два возможных подхода к преодолению этого несчастья. Одним из них является получение желаемого объекта, чтобы обеспечить его владение; а другим, устранения желания. Учение Будды меняет общее предположение о том, что счастье можно найти, удовлетворяя наши желания. Если мы внимательно рассмотрим счастье, которое приходит от удовлетворения желания, мы обнаружим, что такое счастье ненадежно и небезопасно. Это счастье зависит от внешних вещей. Эти объекты желания неизбежно непостоянны, и когда мы отделены от них мы становимся несчастными. Таким образом, даже в разгар счастья мы становимся уязвимыми для страданий. Поэтому Будда указывает на то, что истинное счастье должно быть достигнуто путем принятия противоположного подхода, подхода устранения наших желаний. Если мы устраним желание наш ум останется доволным, удовлетворенным и счастливым, независимо от того, какой может быть наша внешняя ситуация.
Будда говорит, что этот принцип может быть осуществлен через весь путь к полному искоренению жажды. Это прекращение жажды, конец Дуккхи можно увидеть здесь и сейчас. Но конец Дуккхи имеет более широкий смысл, чем в данных пределах. Жажда гонит нас на снова и снова в сансаре, круге рождения и смерти. Когда жажда устраняется, наши действия больше не строят камму, тогда колесо становления приходит к полной остановке.
Это, является состоянием окончательного освобождения, которое является целью учения Будды. Состояние окончательного избавления называется "Ниббана" в Пали и "Нирвана" на санскрите. Ниббана буквально означает угасание пламени. Слово "Ниббана" используется Будды для обозначения угасания пламени жажды, тушения огней жадности, ненависти и заблуждения. Ниббана является конечной целью пути Будды.
Будда говорит: "Подобно тому, как вода из реки погружается в океан и сливается с океаном, так и духовный путь, Благородный Восьмеричный Путь, погружается в Ниббану и сливается с Ниббаной. Ниббана это существующая реальность.
Что касается природы Ниббаны, вопрос который часто задают : Означает ли ниббана только исчезновение загрязнений и освобождение от сансары или это означает некоторую реальность, существующую саму по себе? Ниббана является не только уничтожением загрязнений и концом сансары, но также реальностью трансцендентной всему миру мирского опыта, реальностью трансцендентной всем сферам феноменального существования. Будда ссылается на Нирвану как на "дхамму".
Например, он говорит: "всех дхамм, обусловленны или необусловленны, самая превосходная дхамма, высшая Дхамма, это ниббана". "Дхамма" означает фактические реальность, существующую реальность в отличие от концептуальных вещей. Дхаммы бывают двух типов, обусловленные и необусловленные. Обусловленная дхамма это действительность, которая вступает в бытие через причины или условия, то, которые возникают в результате деятельности различных условий. Обусловленные дхаммы это пять агрегатов: материальная форма, чувство, восприятие, умственные формации и сознание. Обусловленные дхаммы, не остаются неизменными. Они проходят через непрекращающийся процесс становления. Они возникают, трансформируются и исчезают из-за своей обусловленности. Тем не менее, необусловленные дхамма не производятся причинами и следствиями. Они имеют характеристики противоположные обусловленные : он не имеют ни возникновения, не прекращение и не подвергабтся преобразованию. Тем не менее, это реальность, и Будда называет ниббану необусловленной Дхаммой. Будда также обозначает Нирвану как "Аятана". Это означает, что область, плоскость или сфера. Это сфера, где нет вообще ничего, что соответствовало бы нашему мирскому опыту, и поэтому она должна быть описана посредством отрицаний как отрицание всего ограниченных и определенных качеств обусловленных вещей.
Будда также обозначает Нирвану как, «дхату» элемент, "бессмертный элемент". Он сравнивает элемент Ниббаны с океаном. Он говорит, что подобно тому, как великий океан остается на том же уровне, независимо от того, сколько воды вливается в него из рек, без увеличения или уменьшения, так же элемент ниббаны остается тем же, независимо от того, много или мало людей достигают Нирваны. Он также говорит о Нирване как о чем то, что может быть испытано телом, опыт, который является настолько ярким, настолько сильным, что он может быть описана как "прикосновение к бессмертному элементу собственным телом." Будда также обозначает Нирвану как «состояние» («пада») как 'amatapada' - бессмертное состояние - или Tapada, нерушимое состояние. Другое слово, используемое Буддой, для обращение к Ниббане это 'Сачча', «истина», что означает существующая реальность. Это обозначает Нирвану как истину, реальность, которую благородные познали через прямой опыт. Так что все эти термины, рассматриваемые в целом, четко установливают, что Ниббана является действительной реальностью, а не просто разрушением загрязнений или прекращеним существования. Ниббана необусловленно, без возникновения и вне времени. Обусловлена ли ниббана своим путем? Сейчас часто задают вопрос: Если Ниббана достигается практикой пути, разве это не делает её чем то обусловленным, произведенной путем?Не становится ли ниббана следствием причины, являющейся путем? Здесь мы должны различать между самой Ниббану и достижение Ниббаны. Практикой пути никто не приносит Ниббану в существование, а скорее обнаруживает что-то уже существующее, что-то, что всегда присутствует. Является ли ниббана просто уничтожением? В качестве меры предосторожности мы должны повторять, что Ниббана не может быть понята с помощью слов или выражений или изучения текста. Надо понимать Ниббану через действительную реализацию. Однако для того, чтобы передать некоторое представление о цели, на которую указывает его учение, Будда обращается к словам и выражениям. Он использует положительные и отрицательные выражения, а чтобы получить сбалансированную идею Ниббане оба типа выражений должны быть рассмотрены. В противном случае вы уйдете с односторонней, искаженной картиной о Ниббане.