Master Bo писал(а): Я знаю 4 благородные истины досконально, не цепляйтесь к фразам.
Не хочется тут занудствовать, тем более что тема многократно разобрана.
И не в плане спора с вами, просто для меня этот вопрос значим и цепляет сильнее, чем другие. Так что трудно удержаться и не сказать ещё раз.Будда не говорил, что "жизнь - страдание", это видимо "трудности перевода". Изначально в изложении 1 Ария сачча говорится о дуккхе, но дуккха в Дхамме имеет широкий спектр значений, это в частности страдание, но не только. Например буддист, находясь на высоких уровнях достижений, рассматривает свой высокий медитативный опыт счастья и восторга как дуккху, но по факту это явно никакое не страдание, это именно что счастье и восторг джхан, однако они временны и обусловлены, и потому неудовлетворительны до конца. Они дуккха, но только в сравнении с Ниббаной. А без этого сравнения они сукха.
Ещё Будда пояснял, что в нашей жизни есть и дуккха и сукха, и это как раз принципиально. Если бы не было сукхи (счастья), то люди бы не привязывались к жизни.
Так что сокращать изложение 1 Арья сачча до фразы "жизнь страдание" слишком некорректно.
Не говоря уже о том, что как заметил Nwad, Благородные Истины - как говорят переводчики, более точно перевести как "Истины Благородных", то есть истины, которые известны Арьям, людям, уже далеко продвинувшимся по пути.
И кроме того, не будем забывать, что
Дхамма это путь к счастью, а уже с учетом этого, не стоит говорить "жизнь страдание", ведь Дхамма есть в мире.