Спасибо, вы очень помогли!
На четасики напрямую влиять не получится, они очень низкоуровневые и совозникают с сознанием.
- можно подробнее? Очень интересно.
Эти механизмы рассматривает Абхидхамма, третья корзина. Но по используемым концепциям вы это, вероятно, знаете. Есть на русском языке А. Ануруддха: Исчерпывающее руководство по Абхидхамме. Я не читал. Это факультативный углублённый материал.
Спасибо. Наверное, то что надо.
Важно понимать, зачем вы хотите знать, как работает сознание. В практике мирянина это вещь вспомогательная и не перво-/второ-/третьеочередная. Если вы хотите изучать это в отрыве от традиции, чтобы узнать традицию, или узнать мир, то, думаю, это в итоге принесёт разочарование, потому что сознание (и познание) описывается через буддийский опыт и только для углубления этого опыта ради окончательного освобождения.
Дело в том, что в процессе изучения работ авторов все время возникало ощущение, что так как
Автор Бхиккху Бодхи "Некоторые основные принципы Буддизма Благородный восьмеричный путь" По словам Будды, все обусловленные вещи происходят в силу причин.
и
Скандхи и дхаммы постоянно возникают и исчезают, причинно обусловленные предыдущими
, то дхаммы или деятельность тела или ума возникают сами по себе, индивидуум на это повлиять не может и надо просто сидеть и ждать пока наконец не "повезет" и не возникнет нужная дхамма. Что не вязалось с логикой, так как
Автор Торчинов. Пункт 7 Благородного восьмеричного пути. Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь — шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).
а так же
Автор Бхиккху Бодхи "Некоторые основные принципы Буддизма Благородный восьмеричный путь" "Правильное усилие (Самма Ваяма)"
В соответствии со здравыми и вредными состояниями, мы должны решить две задачи. Из этого вытекают четыре составляющие правильного усилия:
1. Усилие избегать ещё не возникших вредных состояний сознания
2. Усилие оставления возникших вредных состояний сознания
3. Усилие развития не возникших благих состояний сознания
4. Усилие по поддержанию возникших благих состояний сознания
Отсюда видно, что индивидуум, пусть и косвенно, но может влиять на состояние сознания, или (видимо) дхаммы.
Плюс было непонятно, признается ли буддизмом, что сознание работает и как работает, ибо про это сказано мало. А жить-существовать индивидуум как-то должен - добывать пищу, лечить тело... одним словом, работать. Пусть даже он и безличен. А он же не может работать без работы сознания. Теперь я понимаю, что все это признается буддизмом, но в силу бесполезности для просветления этому не уделяется значение. Верно?