Вопрос христиан к буддистам об обиде.

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Наме » 01.04.2015, 17:00

Добрый день.

У христиан возник вопрос, как буддисты поступают в ситуациях, когда одной из участвующих сторон наносится обида?

Например, между двумя людьми что-то произошло.
В результате этого одного можно назвать обидчиком, второго обиженным.
Вот как дальше развиваются события:
- должно что-то предпринимать и что?

Пишу сообщение вам на форум в той связи, что на такой счет в христианстве есть вполне строгие предписания и даже по пунктам.
Что строгие, по крайней мере, так считают некоторые христиане.
При необходимости все нужные ссылки приведу.

Честно скажу, ничего в архиве вашего форума по этому вопросу не искал.
Решил сразу вопрос задать.
Если уже есть такие темы, в особенности, где проводится сравнительное рассмотрение.
И с христианской, и с буддийской точек зрения.
То буду очень признателен так же и за ссылки на них.

Нужна информация из первых рук и без посредников.
Спасибо.
:)
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

#2 Detonator » 01.04.2015, 17:33

Наме писал(а):наносится обида

А что это?
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 3

#3 Satou » 01.04.2015, 17:46

Гаутама Будда проходил мимо одной деревни, в ней жили противники буддистов.
Жители выскочили из домов, окружили его и начали оскорблять. Ученики Будды начали сердиться и уже готовы были дать отпор, но присутствие Учителя действовало успокаивающе. А то, что он сказал, привело в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

— Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему у вас такая реакция? Вы позволили этим людям манипулировать вами. Вы зависете от них. Разве вы не свободны?

Люди из деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены. В наступившей тишине Будда обратился к ним:

— Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас еще будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни сказали:

— Но мы оскорбляли тебя, почему ты не сердишься на нас?

Будда ответил:

— Вы свободные люди, и то, что вы сделали — ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния.

И я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствовали, они принесли с собой цветы, фрукты, сладости. Я сказал им: «Спасибо, мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». А теперь я спрашиваю вас:

— Что они должны сделать с тем, что я не принял и вернул им назад?

Один человек из толпы сказал:

— Должно быть, они раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их и возвращаю вам. Если я могу отвергнуть те фрукты и сладости, они должны забрать их обратно. Что можете вы сделать? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.
Satou M
Репутация: 1232
Сообщения: 1530
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

  • 4

#4 Елена Котельникова » 01.04.2015, 17:52

Если человек старается следовать учению Будды, то в ответ на обиды и оскорбления, а так же другие направленные против него действия, он по крайней мере не должен мстить, испытывать злобу, ненависть и т.п. негативные чувства, не должен развивать вражду. Если обидчик искренне извинится, то его надо простить.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Наме » 01.04.2015, 17:54

наносится обида
Detonator писал(а):А что это?
Как вариант:
"Обида - это смесь агрессии, обращенной внутрь и вовне. Самый мучительный компонент любой обиды, когда, что называется, зацепило - это когда ты понимаешь, что обидчик-то прав. И чем сильнее этот компонент - тем сильнее и обида. Грубо говоря, обижают не нас, обижаем мы себя сами. Обижаем тем, что бессознательно соглашаемся с каким-то условно-нехорошим поступком (или суждением) в свой адрес."
С этим я не совсем согласен. Поэтому вот это еще:
"Обида – это очень неприятное тягостное чувство, которое знакомо многим людям. Обида возникает, когда чей-то поступок или слово безжалостно дает нам понять, что нас не уважают, не ценят, не любят. Обида приходит тогда, когда нами пренебрегают, недодают того, чего мы ожидаем или отнимают то, что нам должно принадлежать по праву. По праву нашего понимания справедливости."
По правде говоря я и с этим не согласен. :)

Поэтому могу только повторить то, что сказал в первом сообщении:

Например, между двумя людьми что-то произошло.
В результате этого одного можно назвать обидчиком, второго обиженным.
Вот как дальше развиваются события:
- должно что-то предпринимать и что?

В буддизме, что по этому поводу говорится, чему учится, как нужно поступать?
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

#6 Наме » 01.04.2015, 18:16

Satou писал(а):— Но мы оскорбляли тебя, почему ты не с
Ну, хорошо-хорошо, (... МОДЕРАТОРСКОЕ...) Учитель Гаутама Будда, достойно поступил. Мне было интересно и приятно прочитать этот рассказ. Спасибо.
Если проанализировать этот рассказ, то мораль его практически на 100% совпадает с тем, чему учат в христианстве по поднятому вопросу.

Тут немного беда в том, что не всегда удается применить в каждой ситуации уже готовое, заготовленное кем-то клише.
Но однозначно спасибо.

Уважаемые Собеседники!
Позвольте мне вас переориентировать немного в ответах?
Дело в том, что когда я задал свой вопрос, я вовсе не подразумевал разговор об ответной агрессии на обиду.
Не об агрессии речь, как о том, что отвечать агрессией на обиду. Равно как и о том, что не отвечать ею на причиненную обиду.

Первое является злом. Об этом не хотелось бы. Негативное.
Второе есть пассивное. Об этом не очень хотелось.
А есть какие-либо активные шаги в буддизме?
Причем, направленное не во внутрь адепта, а во внешнее. Активное и позитивное.

Давайте о позитивном.

Вот как в буддизме позитивно положено реагировать на причиненную обиду?
Разумеется, в хорошем смысле слова - позитивно. В поучительном смысле этого слова.
Dimitry » 01.04.2015, 21:07 Замечание
По отношению к Будде прилагательные "красава" и тому подобные абсолютно не уместны!
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

#7 Detonator » 01.04.2015, 18:21

Наме писал(а):Поэтому могу только повторить то, что сказал в первом сообщении:

Например, между двумя людьми что-то произошло.
В результате этого одного можно назвать обидчиком, второго обиженным.
Вот как дальше развиваются события:
- должно что-то предпринимать и что?

В буддизме, что по этому поводу говорится, чему учится, как нужно поступать?

Я все равно не понял как она "наносится". Она "навешивается на себя" самим тем кто ее испытывает.
Соответвенно "активное действие" - не навешивать, а для этого надо быть осознанным, в каждый момент.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#8 Наме » 01.04.2015, 18:26

Елена Котельникова писал(а):Если человек старается следовать учению Будды, то в ответ на обиды и оскорбления, а так же другие направленные против него действия, он по крайней мере не должен мстить, испытывать злобу, ненависть и т.п. негативные чувства, не должен развивать вражду. Если обидчик искренне извинится, то его надо простить.
Очень хорошо!
Если Ваше сообщение разделить на 2 части.
Первая:
- в ответ на обиды и оскорбления, а так же другие направленные против него действия, он по крайней мере не должен мстить, испытывать злобу, ненависть и т.п. негативные чувства, не должен развивать вражду.
Вторая:
- Если обидчик искренне извинится, то его надо простить.

Вопрос такой:
- а вот между этими двумя частями есть что-нибудь в буддизме, чему учат и как поступать?

То есть что-то, что должно следовать за первой частью, но предшествует второй?
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

  • 1

#9 maraudeur » 01.04.2015, 18:29

Вообщето по хорошему нужно обиду предотврощать.Собственно на это и расчитаны техники охраны ворот восприятия.
А я все жду прилета черных самолетов...
maraudeur M
Аватара
Откуда: Алтай
Репутация: 429
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Нет

#10 Detonator » 01.04.2015, 18:31

Наме писал(а):Вторая:
- Если обидчик искренне извинится, то его надо простить.
А если не извинится - что, так всю жизнь дальше и таскать? :)
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#11 Наме » 01.04.2015, 18:34

Detonator писал(а):Я все равно не понял как она "наносится". Она "навешивается на себя" самим тем кто ее испытывает. Соответвенно "активное действие" - не навешивать, а для этого надо быть осознанным, в каждый момент.
По всей видимости, навешивается и самим обиженным на себя. И обидчиком тоже.
Так как обидчик во время нанесения обиды ведет все-таки себя активно, находится в авангарде и инициативен.

"Соответственно "активное действие" - не навешивать, а для этого надо быть осознанным, в каждый момент."
Да, но тут Вы о работе адепта над самим собой и направленное во внутрь адепта.

А я вопрос поинтересовался почти о том же, но о действиях активных и направленных не во внутрь адепта, а во внешнее.
Вокруг себя. И чтобы это было позитивно.
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

#12 Наме » 01.04.2015, 18:37

maraudeur писал(а):Вообщето по хорошему нужно обиду предотврощать.Собственно на это и расчитаны техники охраны ворот восприятия.
Это понятно. Это в идеале.

Нет, случай произошел. Его не удалось избежать.
Дальше что предписывается в буддизме поступать?
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

#13 Наме » 01.04.2015, 18:43

Detonator писал(а):А если не извинится - что, так всю жизнь дальше и таскать? :)
Не, давайте так, вопрос об извинениях еще не зашел. Не стоит.
Не торопитесь, пожалуйста.

А вот что перед извинениями может быть и буддизм это предписывает адепту, когда кто-то что-то плохое ему сделал?

Перед извинениями делать что-то адепту по отношению к обидчику.
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

  • 2

#14 Маркион » 01.04.2015, 18:44

Уважаемый топикстартер, ответ на ваш вопрос во многом содержится в этой сутте.
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

#15 Наме » 01.04.2015, 18:45

Активное, позитивное и направленное от адепта в сторону обидчика.
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

#16 Наме » 01.04.2015, 18:48

Маркион писал(а):ответ на ваш вопрос во многом содержится в этой сутте.
Я прочитаю обязательно. Помилуйте, но там же просто колоссальный текст!
А сейчас нельзя ли оттуда как-то и что-то вот сюда? :)
Ну, суть или тезисами.
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

  • 2

#17 maraudeur » 01.04.2015, 18:52

Наме писал(а):
Нет, случай произошел. Его не удалось избежать.
Дальше что предписывается в буддизме поступать?
Отстранённо наблюдать за эмоцией гнева.
А я все жду прилета черных самолетов...
maraudeur M
Аватара
Откуда: Алтай
Репутация: 429
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Нет

  • 1

#18 a_aleksey » 01.04.2015, 18:53

Наме писал(а):Активное, позитивное и направленное от адепта в сторону обидчика.
Если человек пытается вас оскорбить, он чаще всего находится под властью гнева. Любое активное действие в сторону обидчика в большинстве случаев усилит этот гнев.
Поэтому в буддизме предписывается развивать терпение ("Выдержка, долготерпение — высший аскетизм" - Дхаммапада). Если оскорбляют - не оскорблять в ответ.
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

#19 masterjack » 01.04.2015, 18:58

Наме писал(а):У христиан возник вопрос, как буддисты поступают в ситуациях, когда одной из участвующих сторон наносится обида?

Например, между двумя людьми что-то произошло.
В результате этого одного можно назвать обидчиком, второго обиженным.

это все объекты ума.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#20 Наме » 01.04.2015, 18:58

maraudeur писал(а):Отстранённо наблюдать за эмоцией гнева.
Созерцание этого не является активным действием по отношению к обидчику. Пользы никакой ему не принесет.
Обидчик может даже не обратить внимания на то, что Вы его созерцаете.

Буддизм очень древнее учение и сильное.
Я думаю, что в нем должно быть что-то такое, о чем я сейчас вопрошаю у аудитории.
Обязательно должно быть. Просто прошу вас припомнить.
Наме
Репутация: 217
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 01.04.2015
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 52 гостей