Несколько вопросов от Сизифа:

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#421 Antaradhana » 14.06.2016, 03:05

Ericsson писал(а):... и спросите теперь меня, кто для меня больший авторитет? :smile: Например в вопросе промежутка между инкарнациями :smile:

Будда не рекомендовал доверять чему-либо на основании авторитета. Нужно думать своей головой, проверять доктрины на логичность и непротиворечивость, а также на соответствие с высокими духовными идеалами и с собственным опытом.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 4

#422 Dz » 14.06.2016, 03:51

Уважаемые модераторы, отпилите, пожалуйста, от этой темы (потому что она уже так далека от вопросов Сизифа, как это только можно, наверное) где-то начиная с моего поста про перевод "антараа-" в отдельную тему, например "Разные точки зрения на антарабхаву".

Кстати говоря. Всё и началось-то с перевода. А давайте трошки поостынем и вернёмся к нему ещё раз? Только с холодным умом. Уважаемый SV возразил мне в том ключе, что "на-пути-к-достижению-ниббаны" для "антараапариниббаайии" - косячно и неправильно, а правильно "тот, кто достигает ниббаны в промежутке". Но, собственно, почему это правильно (помимо того, что так авторитеты перевели)? SV, смотрите, вы сами говорите, что мол не надо полагаться на буквы и авторитеты, надо полагаться на свои размышления, ум, синтез, анализ и прочая. Так давайте же.
antarāparinibbāyī. Рассмотрим. "antarā" - ну допустим возьмём значение "между" со всеми его оттенками, хорошо. "parinibbāyī" - достигший Ниббаны. Ну вот, собственно, и всё. Как тут можно утверждать, что ничего спорного нет и всё ясно? Вот смотрите, даже ваше любимое слово "антарабхава" переводится вполне чётко, ясно: "между-становление". Вот абсолютно всем всё понятно. Antaraŋsa - междуплечье, т.е. грудь. То же самое.
Окей. Тогда, антарапариниббайин - междуниббанодостигатель. Расскажите мне, что вам ясно из слова "междуниббанодостигатель" :) Мне ничего не ясно. Кому ясно, поднимите руки.
Вариант перевода данного слова нам может подсказать слово antarāmaraṇa. Что такое междусмертие? А это не междусмертие, это переводится как "преждевременная смерть". Кстати, вот здесь проявляется векторность слова "антараа" по сравнению со словом "антара". То есть, тот, кто достиг смерти раньше, чем казалось бы должно было быть. Это не какое-то сакральное слово, антараамарана, это вполне общеупотребительное, обычно слово, без тонны разных смысловых значений и недосказанностей, показывающее, чем именно может отличаться антара от антараа в сложносоставных словах.
И вот "достигающий Ниббаны раньше предполагаемого срока" - это именно тот перевод, который и согласуется с грамматикой пали, и с тхеравадинской трактовкой.
Возражения в студию. Именно по этому посту, а не "есть много сутт, где говорится про это состояние". Про состояние потом. Сначала давайте про это.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#423 Sure » 14.06.2016, 07:02

SV писал(а):
не вижу связи. внезапный или постепенный. абсолютно не должен. вы как-то можете опытно доказать? на основе чего сделан вывод? никакого материализма - поток-то один.

Да где один, если не один, а два совершенно разных. Один гаснет, другой в другом месте возникает. Если один, тогда точно также можно начать утверждать, что ребёнок отца - это на самом деле отец и есть, так как это вполне себе его продолжение (некоторые материалисты так и вправду считают, пытаясь "себя обессмертить" в детях и внуках - никогда о такой концепции не слышали?). Для того, чтобы поток был один, должно быть непрерывное существование конкретного психофизического организма, связки намарупа+сознание, прослеживаемой в пространстве-времени. Сознание, как известно, без намарупы ни мига не может просуществовать, поэтому намарупа в принципе не может взять и распасться целиком в момент смерти существа. Заява же, что сознание в тот же самый миг каким-то неведомым образом перепрыгивает на другую намарупу не выдерживает критики (см. выше описания процесса из сутт). Поэтому при "моментной теории" в действительности получается 2 разных существа, которые зависят друг от друга в лучшем случае как папа с сыном.

Кстати, вы же сами переводили Ньянананду. Почитайте там у него лекцию про намарупу и сознание - где он там разбирает процесс рождения на основе одной из сутт Дигхи. Увидите интересные вещи.
Ну вот если взять не после смертное время, а прямо сейчас ведь тоже самое происходит из "мгновения вмгновение" нету вроде никаких промежуточных состояний) вот "я" и вот он "я" это ведь прямо сейчас происходит на атомном или молекулярном или биологическом уровне.

имхо мое видение)
расстояние между 2 и 3
1- это Дхамма суттанта)
или бесконечность -это какойто махаянский подход) нет в этом конца нет успокоения
или 0.1 ,0.2 ,0.3 ..-помоему это суть Абхидхаммы
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

#424 Sure » 14.06.2016, 08:08

Sure писал(а):Ну вот если взять не после смертное время, а прямо сейчас ведь тоже самое происходит из "мгновения вмгновение" нету вроде никаких промежуточных состояний) вот "я" и вот он "я" это ведь прямо сейчас происходит на атомном или молекулярном или биологическом уровне.
Оказывается Достопочтенный Топпер уже написал эту мысль в другой теме)
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 5

#425 uwei » 14.06.2016, 10:13

SV писал(а):Боюсь, что как раз вы не понимаете сути. У вас вообще получается по факту, что ничего не существует и что всё наличествует совершенно виртуально-номинально "в загрязнённом уме". Вполне расхожее махаянское воззрение. Это они любители оперировать солипсистическим лозунгом "весь мир = иллюзия".


я удивлен, что вы не знаете элементарного, что в почти в любой книжке по раннему буддизму есть. вывод у вас немножко притянут за уши по поводу ничего ну существует и иллюзии, но разница между страшной классической махаяной и тхерскими воззрениями не такая уж громадная.

что такое винняна, нама и рупа - загляните в какой-нить словарь, вы не увидите там никаких сущностей.

но никто ж не отрицает, что есть осознавание и есть рупа - воспринимаемая форма (твердое, текучее, горячее-холодное...) . просто, в раннем буддизме не искали сущностей, а имели дело с функциями. из этого исходят некоторые медитативные установки - не медитация на объект (это тоже есть на ранней стадии), а восприятия этого объекта...
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 5

#426 SV » 14.06.2016, 13:33

Ну вот, собственно, и всё. Как тут можно утверждать, что ничего спорного нет и всё ясно? Вот смотрите, даже ваше любимое слово "антарабхава" переводится вполне чётко, ясно: "между-становление".

Уже неправильно. Переводится "между-существование". Бхава - это существование, а не "становление".

Вариант перевода данного слова нам может подсказать слово antarāmaraṇa. Что такое междусмертие? А это не междусмертие, это переводится как "преждевременная смерть". Кстати, вот здесь проявляется векторность слова "антараа" по сравнению со словом "антара". Возражения в студию. Именно по этому посту, а не "есть много сутт, где говорится про это состояние". Про состояние потом. Сначала давайте про это.


Всё просто. Открывайте АН 7.55 и начинайте объяснять приведённые там метафоры, описывающие анагаминов "достигающих в промежутке", а также не забудьте и "достигающих по приземлении" (вам не нравится "приземление" - хорошо, там есть другое слово - "касание"). А потом ещё не забудьте растолковать АН 4.131 и метафору с процессом перерождения, объяснив её в подробностях и деталях. Также не забудьте СН 44.9, где говорится о промежутке об оставлении тела, но ещё не подхватывании нового. А также и то, зачем вдруг требуется гандхабба при соитии матери и отца, чтобы ребёночек зачался (упоминается в ряде сутт, подробно непереведённой дигхе, но есть в МН 93). Притом, что нигде гандхабба не объясняется так, как пытаются трактовать его комментарии (это у них, оказывается, "умирающий человек" - что за дивное слово для "находящегося при смерти"? да ещё и в древниндийском контексте, где под "гандхаббой" понимали совершенно другое!) :wink:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#427 SV » 14.06.2016, 13:48

я удивлен, что вы не знаете элементарного, что в почти в любой книжке по раннему буддизму есть. вывод у вас немножко притянут за уши по поводу ничего ну существует и иллюзии, но разница между страшной классической махаяной и тхерскими воззрениями не такая уж громадная.

что такое винняна, нама и рупа - загляните в какой-нить словарь, вы не увидите там никаких сущностей.

А вы загляните не в словари, а в сами буддийские тексты. Там чёрным по белому всё написано ведь. Разумеется у всех объектов есть присущие им свойства, кто ж с этим спорит. Но отрицать реальное существование самих этих объектов - это глупость, потому что всё это конкретно существующие вещи.

И что же это, монахи, что мудрец в этом мире счёл бы существующим, и о чём я бы тоже сказал как о существующем? Форму, которая непостоянна, страдательна, подвержена изменениям, мудрец в этом мире счёл бы существующей, и я тоже говорю, что таковая существует. Чувство… восприятие… формации… сознание, которое непостоянно, страдательно, подвержено изменениям, мудрец в этом мире счёл бы существующим, и я тоже говорю, что таковое существует. Это, монахи, то, что мудрец в этом мире счёл бы существующим, и о чём я бы тоже сказал как о существующем.

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_94-puppha-sutta-sv.htm

И почему это называется «формой»? Потому что, монахи, оно подвержено, вот почему это называется «формой». Подвержено чему? Подвержено жаре и холоду, жажде и голоду, укусам мошек, комаров и пресмыкающихся, ветру и солнцу. Поскольку это подвержено, это называется «формой».

И почему это называется «чувством»? Потому что, монахи, оно чувствует, вот почему это называется «чувством». Что оно чувствует? Оно чувствует удовольствие, оно чувствует боль, оно чувствует ни-удовольствие-ни-боль. Поскольку оно чувствует, оно называется «чувством».

И почему это называется «восприятием»? Потому что, монахи, оно воспринимает, вот почему это называется «восприятием». Что оно воспринимает? Оно воспринимает голубое, оно воспринимает жёлтое, оно воспринимает красное, оно воспринимает белое. Поскольку оно воспринимает, оно называется «восприятием».

И почему это называется «формирователями»? Потому что, монахи, они формируют сформированные вещи, вот почему они называются «формирователями». И что они формируют как сформированные вещи? Ради формности они формируют форму как сформированную вещь. Ради чувствования они формируют чувство как сформированную вещь. Ради воспринимания они формируют восприятие как сформированную вещь. Ради формирования они формируют формирователи как сформированную вещь. Ради осознавания они формируют сознание как сформированную вещь. Поскольку они формируют сформированные вещи, они называются «формирователями».

И почему это называется «сознанием»? Потому что оно познаёт, вот почему оно называется «сознанием». И что оно познаёт? Оно познаёт то, что кислое, острое, сладкое, щелочное, не-щелочное, солёное и не-солёное. Поскольку оно познаёт, оно называется «сознанием».


http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_79-khajjaniya-sutta-sv.htm

Сознание, к слову, конкретно описывается как лучезарное и сияющее (обхасса): http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an1_51-pathama-sutta-sv.htm (и ещё очень много где). Если это голый процесс, то как он может быть сияющим? :shy:


Насчёт рупы отдельно:

этого самого тела, созданного из материальной формы (рупа), состоящей из четырёх великих элементов, порождённое отцом и матерью, выстроенное из варёного риса и каши, подверженное непостоянству, износу, стиранию, распаду и разложению.

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn23-vammika-sutta-sv.htm

Как видите - это не просто какие-то там голые функции и больше ничего.

И даже махабхуты объясняются в текстах не как один лишь голый процесс, а как конкретные осязаемые вещи:

И что такое элемент земли? Элемент земли может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент земли? Это всё твёрдое и прочное, поддерживаемое [жаждой], что находится внутри себя: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии и всё иное, что находится внутри, твёрдое, прочное, поддерживаемое. Это называется внутренним элементом земли.

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts ... ha-hatthipadopama-sutta-sv.htm
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#428 Dz » 14.06.2016, 16:18

SV писал(а):Уже неправильно. Переводится "между-существование". Бхава - это существование, а не "становление".
Я кстати так и написал в начале, но потом посмотрел в словарь и исправил.
http://dictionary.sutta.org/browse/b/bhava
Ньянатилокоское "becoming" в глаза бросилось. Но вот только это тоже ничего для моего поста не меняет, "междусуществование" - очень чёткая и понятная вещь. :)

SV писал(а):Всё просто. Открывайте АН 7.55 и начинайте объяснять приведённые там метафоры, описывающие анагаминов "достигающих в промежутке", а также не забудьте и "достигающих по приземлении" (вам не нравится "приземление" - хорошо, там есть другое слово - "касание"). А потом ещё не забудьте растолковать АН 4.131 и метафору с процессом перерождения, объяснив её в подробностях и деталях. Также не забудьте СН 44.9, где говорится о промежутке об оставлении тела, но ещё не подхватывании нового. А также и то, зачем вдруг требуется гандхабба при соитии матери и отца, чтобы ребёночек зачался (упоминается в ряде сутт, подробно непереведённой дигхе, но есть в МН 93). Притом, что нигде гандхабба не объясняется так, как пытаются трактовать его комментарии (это у них, оказывается, "умирающий человек" - что за дивное слово для "находящегося при смерти"? да ещё и в древниндийском контексте, где под "гандхаббой" понимали совершенно другое!)
Ну в итоге суттами и аргументируете. :) А я просил чисто лингвистически. Эх, ладно. Да вы всё правильно про эти вещи говорите. Но вот только антарабхава там не нужна. Там концепция, которую именно вы считаете антарабхавой. А я её, во всех тех же суттах что вы привели, вижу совершенно иначе, например. Одного этого факта - расхождения наших взглядов на основе тех же самых текстов - достаточно, чтобы утверждать, что вопрос и правда спорный и неоднозначный, а не "все неправы, а я - д'Артаньян" :yes: То есть, даже монахи сразу после Будды жившие не смогли разобраться, а тут пришли мы такие с айфонами умные и всё порешали, "очевидно же".
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#429 Ruslan » 15.06.2016, 10:15

Очередной вопрос от меня.
Однажды Благословенный пребывал в Весали в Великом Лесу в Павильоне с Остроконечной Крышей…

… 1 ...

И когда Благословенный отпустил свои формирователи жизненной силы, случилось великое землетрясение, ужасающее и пугающее, и раскаты грома сотрясли небо.
И затем, осознав значимость этого, Благословенный вдохновенно произнёс это изречение:

«Сопоставляя несравнимое с существованием продолжаемым,
Мудрец отбросил то, что создаёт существование,
Возрадовавшись внутренне, сосредоточенный – разбил он
Продолжение существования своего, как будто бы пробил броню».

И тогда мысль пришла к Достопочтенному Ананде: «Какое мощное землетрясение! Какое мощное землетрясение – ужасающее и пугающее, [так что] раскаты грома сотрясли небо! Учитель, в чём причина и условие для [столь] мощного землетрясения?»
«Ананда, есть восемь причин и условий для мощного землетрясения. Какие восемь?
(1) Ананда, эта великая земля утверждена на воде. Вода покоится на ветре. Ветер дует в пространстве. Приходит время, Ананда, когда дуют могучие ветра и сотрясают воду. Вода, будучи сотрясаемой, сотрясает землю. Такова первая причина и условие для мощного землетрясения2.
(2) Далее, [бывает так, что есть] отшельник или жрец, обладающий сверхъестественной силой и достигший власти над умом, или же очень сильное и могущественное божество. Он развил ограниченное восприятие земли и безмерное восприятие воды. Он заставляет эту землю шататься, содрогаться, трепетать. Такова вторая причина и условие для мощного землетрясения.
(3) Далее, когда бодхисатта умирает в мире Туситы, будучи осознанным и бдительным, он входит в утробу матери, и эта земля шатается, содрогается, трепещет. Такова третья причина и условие для мощного землетрясения.
(4) Далее, когда бодхисатта, будучи осознанным и бдительным, появляется из утробы своей матери, то эта земля шатается, содрогается, трепещет. Такова четвёртая причина и условие для мощного землетрясения.
(5) Далее, когда Татхагата пробуждается в непревзойдённое совершенное просветление, эта земля шатается, содрогается, трепещет. Такова пятая причина и условие для мощного землетрясения.
(6) Далее, когда Татхагата приводит в движение непревзойдённое колесо Дхаммы, эта земля шатается, содрогается, трепещет. Такова шестая причина и условие для мощного землетрясения.
(7) Далее, когда Татхагата, будучи осознанным и бдительным, отпускает свои формирователи жизненной силы, эта земля шатается, содрогается, трепещет. Такова седьмая причина и условие для мощного землетрясения.
(8) Далее, когда Татхагата достигает окончательной ниббаны посредством элемента ниббаны без остатка, эта земля шатается, содрогается, трепещет. Такова восьмая причина и условие для мощного землетрясения.
Таковы восемь причин и условий для мощного землетрясения».


Все что описано в данной сутте противоречит современным данным науки.
Это сутта выдумка монахов или ошибка Будды?
Буддисты могут сказать,что данная сутта не имеет никакого отношения к практике и пути избавления от страдания.
Но,Гаутама считается просветленным человеком,который знал обо всем.По крайнем мере он так себя позиционировал.
И если он заблуждался по поводу землятрясений,где гарантия,что он не заблуждался по поводу всего остального?
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

  • 1

#430 uwei » 15.06.2016, 10:16

SV писал(а):Но отрицать реальное существование самих этих объектов - это глупость, потому что всё это конкретно существующие вещи.

а кто отрицает? я к тому, что если брахманские философы видят сущности, буддисты видят процессы или феномены-явления-дхаммы (один джайнский философ сказал). сознание - это не какая-то светящаяся точка, которая вылетает из головы с криком пхат - как в практике переноса сознания.
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 3

#431 SV » 15.06.2016, 12:06

А я её, во всех тех же суттах что вы привели, вижу совершенно иначе, например. Одного этого факта - расхождения наших взглядов на основе тех же самых текстов - достаточно, чтобы утверждать, что вопрос и правда спорный и неоднозначный, а не "все неправы, а я - д'Артаньян"

Я вас попросил подробно разъяснить все эти вещи в суттах. Вы этого не сделали, а сказали "что видите по-другому и это не промежуточное состояние между рождением и смертью". Хорошо, так объясните тогда - что же это такое. Только ВСЕ эти сутты не забудьте, а не только одну на выбор. Чтоб уж было видно насколько это прям вот так "неоднозначный вопрос". Пока что вижу просто заявление - "это не антарабхава, потому что... это не антарабхава, а ты сам наглый дурачок с айфоном". Отличная аргументация, ничего не скажешь.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#432 Топпер » 15.06.2016, 12:17

Ruslan писал(а):Все что описано в данной сутте противоречит современным данным науки.
Это сутта выдумка монахов или ошибка Будды?
Это не выдумка и не ошибка. Это - землетрясение.
Буддисты могут сказать,что данная сутта не имеет никакого отношения к практике и пути избавления от страдания.
Но,Гаутама считается просветленным человеком,который знал обо всем.По крайнем мере он так себя позиционировал.
И если он заблуждался по поводу землятрясений,где гарантия,что он не заблуждался по поводу всего остального?
Он не заблуждался.

Скрытый текст
(вы тут написали, что на христианском форуме вас забанили через два дня. Пожалуйста, ведите себя должным образом, чтобы вас не забанили здесь. Должным образом это с пониманием, что раз вы пришли на религиозный форум, не нужно здесь задавать подобные вопросы. Если вас не устраивает будидзм, просто не нужно сюда приходить. Если же буддизм интересует - не нужно вести себя так, как вы ведёте).
Топпер

#433 Ruslan » 15.06.2016, 12:41

Топпер писал(а):
Ruslan писал(а):Все что описано в данной сутте противоречит современным данным науки.
Это сутта выдумка монахов или ошибка Будды?
Это не выдумка и не ошибка. Это - землетрясение.
Буддисты могут сказать,что данная сутта не имеет никакого отношения к практике и пути избавления от страдания.
Но,Гаутама считается просветленным человеком,который знал обо всем.По крайнем мере он так себя позиционировал.
И если он заблуждался по поводу землятрясений,где гарантия,что он не заблуждался по поводу всего остального?
Он не заблуждался.

Скрытый текст
(вы тут написали, что на христианском форуме вас забанили через два дня. Пожалуйста, ведите себя должным образом, чтобы вас не забанили здесь. Должным образом это с пониманием, что раз вы пришли на религиозный форум, не нужно здесь задавать подобные вопросы. Если вас не устраивает будидзм, просто не нужно сюда приходить. Если же буддизм интересует - не нужно вести себя так, как вы ведёте).
Задавать вопросы это вести себя неподобающим образом?
Какое из правил форума я нарушаю?
Данные сутты расходятся с данными науки.
Как это объясняете?
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

#434 Топпер » 15.06.2016, 12:56

Ruslan писал(а):Данные сутты расходятся с данными науки.
Как это объясняете?
Объясняем это так: что накука - это одно, а буддизм - другое.

Если вас не устраивает будидзм - убеждать вас в его истинности никто не обязан.
Топпер

#435 Топпер » 15.06.2016, 13:06

Почтенный Нагасена, есть изречение Блаженного: «От таких восьми причин, восьми оснований, о монахи, может произойти великое землетрясение». Это окончательное слово, непреложное слово, недвусмысленное слово; ни по какой девятой причине великое землетрясение произойти не может. Если бы, почтенный Нагасена, великое землетрясение могло произойти по какой-то девятой причине, то Блаженный упомянул бы и эту причину. Раз Блаженный ничего более не назвал, то это и значит, что ни по какой девятой причине великое землетрясение произойти не может. Но вот находится и девятая причина произойти великому землетрясению: когда царь Вессантара совершал великие даяния, земная твердь сотряслась семь раз. Если, почтенный Нагасена, «от восьми причин, восьми оснований может произойти великое землетрясение», то ложны слова, будто, когда царь Вессантара совершал великие даяния, земная твердь сотряслась семь раз. Если, когда царь Вессантара совершал великие даяния, земная твердь сотряслась семь раз, то тогда ложны слова: «От восьми причин, восьми оснований может произойти великое землетрясение». Вот еще вопрос обоюдоострый, тонкий, закрученный, темный, глубокий. Тебе он поставлен. Только человек с мощным разумом, подобным твоему, и не уступающий тебе мудростью, способен разрешить его.
Скрытый текст
— Есть, государь, изречение Блаженного: «От таких восьми причин, восьми оснований, о монахи, может произойти великое землетрясение». Когда же царь Вессантара совершал великие даяния, то земная твердь сотряслась семь раз. Но это случилось однажды, не в срок, помимо восьми причин, а потому среди восьми причин и не перечислено. Скажем, государь, насчитывают, как известно, три рода облаков: осенние, зимние и муссонные. Если из какого-то другого облака пойдет дождь, то такое облако к признанным облакам не причисляют, оно считается облаком «не в свой срок». Вот точно так же, государь, хотя действительно, когда царь Вессантара совершал великие даяния, земная твердь сотряслась семь раз, но это случилось однажды, не в срок, помимо восьми причин, а потому среди восьми причин и не перечислено. Или, скажем, государь, в Гималайских горах берет начало пятьсот рек; но если перечисляют реки, то из этих пятисот, государь, упоминаются лишь десять, а именно Ганга, Ямуна, Ачиравати, Сараю, Махи, Инд, Сарасвати, Ветравати, Витаста и Чандрабхага. Прочие же реки при перечислении рек не упоминаются, ибо вода в этих реках бывает не постоянно. Вот точно так же, государь, хотя действительно, когда царь Вессантара совершал великие даяния, земная твердь сотряслась семь раз, но это случилось однажды, не в срок, помимо восьми причин, а потому среди восьми причин и не перечислено. Или, скажем, государь, у царя бывает и по сто и по двести советников, однако если перечисляют советников, то упоминают из них только шестерых, а именно полководца, придворного жреца, судью, казначея, хранителя зонта и хранителя меча. Лишь эти советники упоминаются, ибо они связаны с царским достоинством. Прочих же не упоминают, считается, что это и есть все советники. Вот точно так же, государь, хотя действительно, когда царь Вессантара совершал великие даяния, земная твердь сотряслась семь раз, но это случилось однажды, не в срок, помимо восьми причин, а потому среди восьми причин и не перечислено. Известны ли те, государь, кто, обретя некогда заслуги перед Учением Победителя, еще при жизни счастливо вкусили плоды своего деяния, чья слава вознеслась среди богов и людей?

— Да, почтенный, известны те, кто, некогда обретя заслуги перед учением Победителя, еще при жизни счастливо вкусили плоды своего деяния, чья слава вознеслась среди богов и людей. Таких людей было семь.

— Кто же они, государь?

— Цветочник Суманас, брахман Экашатака, мирянка Суприя, наемный слуга Пурна, царица Маллика, царица — мать Гопалы, рабыня Пурна — вот семеро тех, почтенный, кто еще при жизни счастливо вкусили плоды своего деяния, чья слава вознеслась среди богов и людей.

— А известны ли, кроме них, те, что некогда в земном, человеческом теле вознеслись в обитель Тридцати Трех?

— Да, почтенный, известны.

— Кто же они, государь?

— Музыкант Гуттила, царь Ними, царь Садхина и царь Мандхатар. О них четырех известно, что они в земном, человеческом теле вознеслись в обитель Тридцати Трех. Ведь и о добрых и о злых деяниях очень долго помнится.

— Но случалось ли тебе, государь, слышать, чтобы в былые ли времена или в нынешние времена, когда имярек такой-то совершал даяние, содрогнулась единожды, или дважды, или трижды земная твердь?

— Нет, почтенный.

— Вот и мне, государь, не случалось слышать, чтобы, когда какой-то имярек совершал даяние, земная твердь единожды, или дважды, или трижды содрогнулась, если не считать лучшего даяния Вессантары, льва из царей. А ведь я, государь, сведущ в сутрах, понимаю их, учен, образован, способен к учению, был прилежен, настойчив, внимал учителю. От прошлого до нынешнего Просветленного, с времен Блаженного Кашьяпы до времен Блаженного Шакьямуни прошли многие миллионы лет, однако не слышал я, чтобы, когда какой-то имярек совершал даяние, земная твердь единожды, или дважды, или трижды содрогнулась. Нет, государь, обычной решимости, обычной доблести не поколебать земную твердь. Но если, государь, ее отяготило бремя совершенств, если действие, проникнутое чистотой, отяготило земную твердь бременем своих совершенств, то их она не в силах удержать — содрогнется, сотрясется, поколеблется. Как у воза, государь, если перегрузить его поклажей, ступицы и ободья сломаются, оси полопаются, вот точно так же, государь, если действие, проникнутое чистотой, отяготило земную твердь бременем своих совершенств, то их она не в силах удержать — содрогнется, сотрясется, поколеблется. Или как грозовые тучи, государь, что несутся в ненастном небе, отягощенные поднявшейся в воздух влагой; разрываемые на части порывами ветра, они громыхают, рокочут, ревут; вот точно так же, государь, когда великая, возвышенная, безмерная щедрость царя Вессантары отяготила земную твердь, то земля не смогла ее выдержать — содрогнулась, сотряслась, поколебалась. Ведь не страстью, государь, была мысль царя Вессантары движима, не враждебностью движима, не гордостью движима, не лжемудрием движима, не аффектами движима, не мечтаниями движима, не отвращением движима, но мощно была движима даянием: «О, пусть те нуждающиеся, что еще не пришли ко мне, придут ко мне; пусть те нуждающиеся, что пришли ко мне, получат то, что им желанно, пусть будут они удовлетворены». Так постоянно, непрестанно его помыслы устремлялись к даянию. К десяти добродетелям, государь, постоянно, непрестанно устремлялись помыслы царя Вессантары: даянию, спокойствию, терпению, сдержанности, самообузданию, самоутеснению, безгневию, невреждению, правдивости, чистоте. Царь Вессантара, государь, отринул стремление к обладанию, крайне ослабил стремление к бытию, он принял на себя труды из стремления к истинному деланию. Царь Вессантара, государь, отринул попечение о самом себе, он принял на себя труды, печась о других: «Пусть будут живые в добром согласии, здравы, богаты, пусть живут долго!» Этим были мощно движимы его помыслы. И когда царь Вессантара совершал свои даяния, он делал это не ради достижения процветания, не ради богатства, не ради ответного дара, не из тщеславия, не ради долголетия, не ради родовитости, не ради счастья, не ради силы, не ради чести, не ради сына, не ради дочери, но ради всеведущего знания, ради обретения драгоценности всеведущего знания совершил он столь безмерные, неизмеримые, несравненные, превосходнейшие даяния. И, обретя всеведущее знание, он изрек такие стихи:

«О своем сыне Джалии, о дочери Кришнаджине,

О Мадрии-царице, супруге моей верной,

Я не печалился, их отдавая в рабство:

Я это совершил, взыскуя просветленья».

Царь Вессантара гнев побеждал безгневием, недоброе побеждал добрым, скупость побеждал щедростью, лжеца побеждал истиной; все зло, государь, он побеждал добром.

Вот, на дхарму уповая, дхарму ставя превыше всего, он совершает даяние и в своем даянии являет безмерную силу решимости. Взметнулся великий круг ветров подземных; раз за разом вихрь за вихрем подымается; гнутся деревья, теряя листву, выпрямляются, вновь склоняются; гряды туч грозовых небосвод застилают; мглу наволакивая, веют ветры свирепые; вдавились небеса; с устрашающим завыванием, с оглушительным свистом внезапным ветры неистово дуют; вот взбунтовались ветры — и море разыгралось; разыгралось море — черепахи и рыбы пугаются; валы вереницей вздымаются; зыбью море подернулось, все сильнее клокочет; гребни волн устрашающе рассыпаются; изо всех берегов выходит океан в венце прибрежной пены; вспять, к истокам, текут ручьи и потоки; асуры, гаруды, якши, наги дрожат, трепещут: «Как! Что! Неужели море идет на нас!»; ищут пути-дороги, страхом объятые; взволновалось, помутилось лоно вод; твердь земная с горами и долами содрогается; скалистая вершина горы Меру качается, кренится; безумеют змеи, мангусты, кошки, шакалы, кабаны, лани, пернатые; верещат тщедушные якши, хохочут дюжие якши, а твердь земная сотрясается.

Представь, государь, что в огромный котел доверху налили воды, всыпали риса и поставили его на огонь. Сначала на огне котел нагреется, от нагретого котла вода нагреется, от нагретой воды зерно нагреется. Когда нагреется зерно, отвар закипит, забурлит, появятся пузыри, у стенок образуется пена. И вот так же, государь, что трудно отринуть людям, то отринул в даянии царь Вессантара, и самой природы его, отринувшего то, что трудно отринуть, великие подземные ветры выдержать не смогли — и заметались. А как заметались великие ветры, то взволновались воды; как взволновались воды, сотряслась земная твердь. И тогда от великого его даяния, от безмерной мощи его решимости три стихии были как бы единодушны: великие ветры, воды и земля. Не было миру явлено чудес в даянии, государь, подобных чудесам в великом даянии царя Вессантары. Вот, государь, много разных самоцветов известно в мире: изумруд, сапфир, «сгусток сияния», «кошачий глаз», «цветок льна», «цветок алой акации», чарующий камень, солнечный камень, лунный камень, алмаз, болеисцеляющий камень, топаз, рубин, коралл, но самоцвет миродержца превосходит их все и признан первейшим. Самоцвет миродержца, государь, вокруг на йоджану светится. Вот точно так же, государь, разное даяние бывает на свете, пусть даже высшее, бес-примерное даяние, но великое даяние царя Вессантары любое превосходит и признано первейшим. И лишь когда царь Вессантара совершал великое даяние, земная твердь сотряслась семь раз.

— Необычайно это у просветленных, чудесно это у просветленных, почтенный Нагасена! Обладая подобной стойкостью, подобной мыслью, подобной решимостью, подобной целью, еще бодхисаттвой Татхагата был несравненен среди людей. Ты открыл мне устремленность бодхисаттв, почтенный Нагасена, еще раз объяснил, какова запредельность победителей, показал мне, что Татхагата, следуя своим путем, превосходит всех богов и людей. Отлично, почтенный Нагасена! Прославлено Учение Победителя, воссияла запредельность Победителя, разрублен узел речей проповедников, расколот горшок чужих наветов, вышло наружу бывшее в глубинах, прорежена чащоба; поистине обрели уверенность сыны Победителя! Да, это так, о лучший из лучших наставников. Мы с этим согласны.
Топпер

  • 1

#436 Dz » 15.06.2016, 15:56

Ruslan писал(а):Все что описано в данной сутте противоречит современным данным науки.
Это сутта выдумка монахов или ошибка Будды?
Буддисты могут сказать,что данная сутта не имеет никакого отношения к практике и пути избавления от страдания.
Но,Гаутама считается просветленным человеком,который знал обо всем.По крайнем мере он так себя позиционировал.
И если он заблуждался по поводу землятрясений,где гарантия,что он не заблуждался по поводу всего остального?
Руслан, моё видение такого рода сутт таково:
Либо:
1) Метафоры, для того чтобы местный люд понял
Либо:
2) Начудили при передаче бесед :)
Топпер писал(а):Представь, государь, что в огромный котел доверху налили воды, всыпали риса и поставили его на огонь. Сначала на огне котел нагреется, от нагретого котла вода нагреется, от нагретой воды зерно нагреется. Когда нагреется зерно, отвар закипит, забурлит, появятся пузыри, у стенок образуется пена. И вот так же, государь, что трудно отринуть людям, то отринул в даянии царь Вессантара, и самой природы его, отринувшего то, что трудно отринуть, великие подземные ветры выдержать не смогли — и заметались. А как заметались великие ветры, то взволновались воды; как взволновались воды, сотряслась земная твердь.
Ну вот, пожалуйста, не противоречит особо. Газы в магме накапливаются, если где-то падает давление - они начинают "метаться", от этого магма волнуется и в итоге землетрясение :)
Так что П.1 в большинстве случаев.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#437 Ruslan » 15.06.2016, 19:29

Во всей этой суматохе остались без ответа мои вопросы,заданные мною несколько дней тому назад.
Как передаются заслуги умершим?
Можно ли передавать заслуги живым?
При передаче заслуг эти заслуги от человека отнимаются или по прежнему остаются с ним?
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

  • 2

#438 Топпер » 15.06.2016, 19:36

Ruslan писал(а):Во всей этой суматохе остались без ответа мои вопросы,заданные мною несколько дней тому назад.
Как передаются заслуги умершим?
Можно ли передавать заслуги живым?
При передаче заслуг эти заслуги от человека отнимаются или по прежнему остаются с ним?
Живым нельзя. Передаются только петтам. Передача через намерение.
По поводу того остаются или нет - разные мнения.
С одной стороны камма не передаётся и петты, вроде как, питаются через радость от того, что о них помнят (вариант с кормлением умерших я сейчас не рассматриваю).
С другой стороны есть петты, которые воруют чужие заслуги. В Тае считают, что заслуги расходуются.
Топпер

#439 Ruslan » 15.06.2016, 19:43

Топпер писал(а):В какой момент тогда происходит передача заслуг?
В тот момент, когда вы накопили заслуги и выработали решимость их передать.
Или передавать заслуги можно только тем кто переродился в мире духов?
Да.
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

  • 1

#440 Ruslan » 15.06.2016, 19:49

Благодарю за ответы,бханте Топпер
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

Пред.След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 30 гостей

cron