Кто ищет смысл

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 sevleonid » 06.04.2021, 01:00

Доброго времени суток!) В ходе практики столкнулся с проблемой, возможно кто-то испытывал нечто подобное и успешно нашёл выход, хочу м вами поделиться. Изучая, открывается непостоянство и безсодержательность многих вещей и поступков, как следствие пропадет цепляние за результат, следом пропадает мотивация. Оно конечно хорошо и путь, кажется верный, но из жизни уходит и интерес, и может даже краски. Мы создаём, делаем, творим, и от этого получаем удовольствие,но всему приходит конец и это всё меняет. Как-то раз прочёл где-то о медитации с опорой на гору) мол представьте себя горой, которой уже миллиард лет, наверное тогда я увидел сменяющиеся поколения,что жили у подножия этой горы с их проблемами, радостями, неудачами и они смняли друг друга как картинки, люди приходили и уходили, а я наблюдал и значимость каждого события падала. На мой взгляд, проблема в обучении без стойкой веры в три драгоценности, потому как один смысл уходит,а новый не пришёл. Извините за сумбурность, надеюсь вы поймёте о чём я.
С уважением.
sevleonid M
Аватара
Репутация: 2
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 30.01.2021
Традиция: Тхеравада

  • 4

#2 Топпер » 06.04.2021, 14:23

sevleonid писал(а): На мой взгляд, проблема в обучении без стойкой веры в три драгоценности, потому как один смысл уходит,а новый не пришёл. Извините за сумбурность, надеюсь вы поймёте о чём я.
В принципе - да.

Тут ведь что получается?
Если пропадает интерес к жизни, краски, цепляние за результат и это печалит то о чём это говорит? О том, что приоритеты либо не были определены, либо была попытка усидеть на двух стульях.

Приоритет высший в буддизме какой? Достижение Ниббаны. А когда это возможно? Когда более-менее познана Первая Благородная истина т.е. когда вы уже осознали тягостность и страдательность жизни настолько, что уже даже будущих рождений не хотите. Понятно, что в таком случае и мирская жизнь вас особо перестаёт интересовать и цепляние за результат и уход красок жизни нисколько вас не удручат.
А раз удручают, значит Первую БИ вы не прочувствовали.

Если же имеет место попытка усидеть на двух стульях - тем более ничего невыйдет.
"...Ибо одно средство ведет к приобретению богатства, другое – к ниббане"
Например не получится одновременно и возлюбить отшельничество и хотеть тусоваться с девушками в модных ночных клубах. Потому что в разные стороны это направленно. (хотя само такое желание возникает у людей нередко)

Что тут можно сделать?
Наверное прежде всего вспомнить опыт Азии и подходы Будды. Будда ведь не всех призывал немедленно в Ниббану идти. Он вполне допускал и мирской путь буддиста-домохозяина. Которые не ставит себе сразу же высочайших целей, но продолжает жить мирской жизнью имея в уме общее направление движения.
Полагаю, что это вам могло бы подойти: снижение планки с идеи достижения Ниббаны до идеи благих перерождений и накопления благих заслуг. В этом случае вполне можно наслаждаться красками жизни, заниматься творчеством и т.д.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2386
Сообщения: 1931
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#3 sevleonid » 06.04.2021, 22:10

Видите суть:) спасибо за ответ.
Так и есть была и есть попытка усидеть на двух стульях, изначально не было устремления на Нирвану, просто учение нашло какой-то отклик. Но видиние приходит без моего согласия. Стараюсь соблюдать пять обетов и жизнь свою вписать в рамки буддистско-мирянские, так что ночные клубы это не про то)) очень точно сказали, про пби. В наше время информационного изобилия, возможно следует взять меньше информации и усвоить её более полно, нежели собирать по верхам. Какие фундаментальные моменты стоит пересмотреть? Кстати в такие моменты очень спасает метта, к содержанию для неё всё таки требуются некоторые внутренние ресурсы, которые не всегда находятся)
С уважением.
sevleonid M
Аватара
Репутация: 2
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 30.01.2021
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Топпер » 06.04.2021, 22:54

sevleonid писал(а): Какие фундаментальные моменты стоит пересмотреть? Кстати в такие моменты очень спасает метта, к содержанию для неё всё таки требуются некоторые внутренние ресурсы, которые не всегда находятся)
На метту как раз сделать упор. На повседневную осознанность (особенно направленную на 10 неблагих) по мере сил изучать Дхамму и обдумывать её. Развивать веру.

«Господин, каким образом человек считается мирским последователем [Будды]?»
«Маханама, когда человек принял прибежище в Будде, в Дхамме, в Сангхе – то тогда он считается мирским последователем».
«Каким образом, Господин, мирской последователь совершенен в нравственности?»
«Когда, Маханама, мирской последователь воздерживается от уничтожения жизни, от взятия того, что ему не было дано, от неблагого сексуального поведения, от лжи, от вин, спиртных напитков, и одурманивающих веществ, что являются основой для беспечности – то [в этом случае] он совершенен в нравственности».
«Каким образом, Господин, мирской последователь совершенен в вере?»
«Маханама, мирской последователь – человек веры. Он верит в просветление Татхагаты так: «В самом деле Благословенный – достойный, истинно самопробуждённый, совершенный в знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный». Вот каким образом мирской последователь совершенен в вере».
«Каким образом, Господин, мирской последователь совершенен в щедрости?»
«Маханама, мирской последователь пребывает дома с умом, лишённым скупости, щедрым, открытым, радуется оставлению, предан благотворительности, радуется дарению и разделению. Вот каким образом мирской последователь совершенен в щедрости».
«Каким образом, Господин, мирской последователь совершенен в мудрости?»
«Маханама, мирской последователь мудр, он наделён мудростью в отношении [видения] происхождения и исчезновения [феноменов] – благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению страданий. Вот каким образом мирской последователь совершенен в мудрости».
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2386
Сообщения: 1931
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#5 Тамерланович » 07.04.2021, 09:21

А можно как-то и рыбку сьест и на второй стул сесть?
Я вот автора тоже понимаю, чем больше углубляешься, чем больше стараешься вести благочестивую жизнь, чем больше медитируешь, чем больше изучаешь, тем больше отдаляешься от социума в пустоту, и это отдаление часто пугает, часто срываешься, и думаешь а надо оно вообще тебе или нет? И вот в такие моменты и появляется желание усидеть на двух стульях еще и с рыбой в зубах.

Можно ли соблюдать такой баланс? Есть ли практические советы?
Тамерланович
Репутация: 5
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01.03.2021
Традиция: Нет

  • 1

#6 Топпер » 07.04.2021, 10:39

Тамерланович писал(а):А можно как-то и рыбку сьест и на второй стул сесть?
Я вот автора тоже понимаю, чем больше углубляешься, чем больше стараешься вести благочестивую жизнь, чем больше медитируешь, чем больше изучаешь, тем больше отдаляешься от социума в пустоту, и это отдаление часто пугает, часто срываешься, и думаешь а надо оно вообще тебе или нет?
Тут помимо двух стульев есть ещё и проблема духовного очерствения. я такое и среди буддистов и среди йогов (неоиндуистов) наблюдал. Когда человек, вроде бы отдаляется от мира, хороший практик. Но на деле просто эгоизм тонкий взращивает.
Не случайно Будда очень большой упор делал на брахмавихары. Они - хорошее противоядие против такого эффекта. И важно наличие благих друзей в Дхамме.
И вот в такие моменты и появляется желание усидеть на двух стульях еще и с рыбой в зубах.
Можно ли соблюдать такой баланс? Есть ли практические советы?
Практический совет: брать задачи по силам и заниматься всем неспешно, постепенно и методично. Ну и рефлексировать на тему своих истинных мотиваций.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2386
Сообщения: 1931
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 PavelPAS » 08.04.2021, 13:09

Топпер писал(а):Если пропадает интерес к жизни, краски, цепляние за результат и это печалит то о чём это говорит?
Хорошо сказано. Тоже натыкался сам собой на идею что важнО отношение к происходящему - готов ли человек принять происходящее без печали или нет.

Ничего не делается и всё хорошо - покой.
Ничего не делается и всё плохо - апатия.

Надо выйти из плохо и зайти в хорошо. Даже если это оборот по кругу через чутка суеты.

Неоднократно думал о самоубийцах, вот уж кто не цепляется за свою жизнь. И чуть что, встаёт вопрос "ну а не достигли ли они просветления, если не хотят жить". Но тяга к смерти не считается благим качеством ума, ИМХО как раз за то что само стремление и планирование своей смерти страдательное, болезненное. Т.е. вместо того чтобы расслабиться, многие самоубийцы с опытом погружены в непрерывное планирование, планирование, планирование... Вот от такой чернухи надо бы держаться подальше. И жить не могут, и не помирают.
Приоритет высший в буддизме какой? Достижение Ниббаны. А когда это возможно? Когда более-менее познана Первая Благородная истина т.е. когда вы уже осознали тягостность и страдательность жизни настолько, что уже даже будущих рождений не хотите. Понятно, что в таком случае и мирская жизнь вас особо перестаёт интересовать и цепляние за результат и уход красок жизни нисколько вас не удручат.
А раз удручают, значит Первую БИ вы не прочувствовали.
Тут нюанс. ИМХО не надо бояться красок в жизни. Надо очень даже любить краски жизни, иначе и будет уныние. Просто не надо пытаться их скопить и унывать когда ничего из этого не выйдет. Краски на то и краски, что приходят и уходят. Есть краски - легче будет пребывать в радости, нет красок - отпускаем с невозмутимостью. Отпускать надо с мыслью что в будущем будут другие краски, которые тоже не хуже, пусть и другие. Я так себе понимаю.

Смысл буддизма я понимаю в том чтобы научиться находить краски всюду и задаром без попытки их присвоить себе, не пытаясь собрать в себя и начать таскать за собой, отгоняя от этой копилки других людей. Требуется эдакое нестяжательство даже в мыслях.

Ну а Ниббана - слишком высокая цель чтобы её обсуждать. Ниббана сутта одна (две?), остальных сутт вагон. И мне показалось, Будда избегал этого слова. Покой, радость, счастье, невозмутимость - более понятные слова.

Например не получится одновременно и возлюбить отшельничество и хотеть тусоваться с девушками в модных ночных клубах.
Если хотеть тусить - точно не получится, хотение - оно же разрастается корнями в уме, раскачивает ум, пропитывает страданием.

Только нюанс. Любить отшельничество и тусить по случаю если дорожка так вывела - может получиться, потому что действие без комплекса желаний, без планирования и ожиданий - просто бывание в той или иной ситуации. Легко зашёл в клуб, легко посидел, легко ушёл. Буддизм как раз, я так понимаю, в неразделении того что хочешь и что делается, и в получении удовольствия от текущего действия здесь и сейчас. Так что даже в клубе может и получится быть самому по себе, отшельником. Но только если нет цепляния за результат, девочка "не дала" - не унываем (а вот это уже редкость). Девушки разбегаются, их отпускаешь своей дорогой, сам как шёл своей так и идёшь.

Помню у Будды была сутта, где он как-то учил что быть аскетом в уединении - это не занчит что бегом уходить от людей, а уходить от страстей даже будучи среди людей.

снижение планки с идеи достижения Ниббаны
Ниббана, ниббана... носятся с нею как не знаю с чем, хотя кроме слова тут ничего не видят, так что не понимая целей копируют форму процесса, а не цель и суть действия. Тут плюсую, планка должна быть понятной, иначе это всего лишь клоунада с лысыми черепами, желтой одеждой и мантрой вместо молитв. ИМХО так: кто любит радость - искать радость всюду. Заметить что жизнь продолжается вопреки всему, и хоть война, хоть чума - есть те кто радуется. Кто насытился радостью - искать неунывающее счастье вопреки передрягам жизни и т.д., вверх.
Последний раз редактировалось PavelPAS 08.04.2021, 13:24, всего редактировалось 2 раз(а).
PavelPAS
Откуда: Химки
Репутация: 68
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 27.11.2019
Традиция: Нет

#8 PavelPAS » 08.04.2021, 13:14

Топпер писал(а):есть ещё и проблема духовного очерствения
Хорошо бы подробней. Т.к. человек, который привык к мысли что всё на свете временно - скорее не поймёт слёз того у кого сдохла золотая рыбка. А если поймёт, не прочувствует. Это называют чёрствостью.
PavelPAS
Откуда: Химки
Репутация: 68
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 27.11.2019
Традиция: Нет

  • 1

#9 Топпер » 08.04.2021, 16:07

PavelPAS писал(а):Хорошо бы подробней. Т.к. человек, который привык к мысли что всё на свете временно - скорее не поймёт слёз того у кого сдохла золотая рыбка. А если поймёт, не прочувствует. Это называют чёрствостью.
Тут мне сложно подробнее т.к. сам не совсем понимаю, как разделить.
Но видел таких людей: вроде бы хорошие практики в индийской йоге или в буддизме. Вроде бы всё правильно "по текстам" делают и живут и отшельничают (по мере сил в городе), но пообщаешься и чувствуешь, что не туда человек зашёл.
Не знаю. Наверное можно сказать, что отсутствие чувств происходит именно из-за очерствения, а не за счёт мудрого их ПЕРЕживания.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2386
Сообщения: 1931
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#10 sevleonid » 08.04.2021, 21:45

Мне кажется очерствение происходит от самомнения. Человеку нужно считать себя равным, чтобы разделить чувства, а многие практики считают себя лучше не сведущих, к сожалению и тут как писал уже Топпер, спасают брахмавихары)
Интересно, есть ли среди нас кто-то, кто сразу задался целью на полное освобождение?) Мне кажется это естественно менять цель в зависимости от обстоятельств, несколько лет назад было совершено непонятно, как можно хотеть ничего не хотеть, через десять лет это будет очевидным)
sevleonid M
Аватара
Репутация: 2
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 30.01.2021
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 Странник » 08.04.2021, 21:58

Топпер писал(а):Тут мне сложно подробнее т.к. сам не совсем понимаю, как разделить.
Может быть это как со страхом? Можно не испытывать страха и идти в страшное место, а можно испытывать страх, но всё равно идти. Во втором случае будет смелость, храбрость, а в первом - бесшабашность, непонимание, глупость. Внешне выглядит очень похоже, но результаты разные.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1379
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 Топпер » 08.04.2021, 22:46

Странник писал(а):Может быть это как со страхом? Можно не испытывать страха и идти в страшное место, а можно испытывать страх, но всё равно идти. Во втором случае будет смелость, храбрость, а в первом - бесшабашность, непонимание, глупость. Внешне выглядит очень похоже, но результаты разные.
Да, вот где-то из этой области. Только обнаружить сложнее (со страхом попроще в этом смысле: страх - эмоция интенсивная).

Видимо что-то типа отличия бесстрастия (в хорошем смысле слова): когда произошло преодоление страстей через мудрость и жизненный опыт, от апатии, когда всё просто подавлено.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2386
Сообщения: 1931
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#13 Топпер » 08.04.2021, 22:47

sevleonid писал(а):Интересно, есть ли среди нас кто-то, кто сразу задался целью на полное освобождение?
Так большинство новичков такой целью задаётся. Сейчас правда поменьше, а в девяностые все нацеливались на становление Буддами (правда тут ещё и махаяна градус свой давала т.к. там это по умолчанию главная цель)
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2386
Сообщения: 1931
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 sevleonid » 08.04.2021, 23:09

Топпер писал(а):Так большинство новичков такой целью задаётся. Сейчас правда поменьше, а в девяностые все нацеливались на становление Буддами (правда тут ещё и махаяна градус свой давала т.к. там это по умолчанию главная цель)
Общался с одним знакомым йогином, он рассказывал о сутраическом буддизме, в котором по его словам просветление достигается за сто жизней (откуда взяли сто,я так и не понял) и какие-то современные практики вроде халатропного дыхания, которые обещают проделать тотже фокус за один семинар) скоро будем вакцину просветления колоть сидя на диване)
sevleonid M
Аватара
Репутация: 2
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 30.01.2021
Традиция: Тхеравада

  • 2

#15 PavelPAS » 09.04.2021, 00:22

Эскапизм в буддизм есть проявление страха, что стоит проявить эмпатию хоть к кому-то, то это создаёт привязанности и даёт лазейку в ответ ранить эмоционально. Такие люди ведут себя чёрство, т.к. боятся быть мягкими. Боятся что к ним будут привязываться и что они к кому-то будут привязываться взаимно. Боятся жить-любить-страдать, короче. С их точки зрения это и есть мудрость 1БИ. Дзен на них нет.

Скрытый текст
6. Не любовь - доброта.

Жила в Китае одна женщина, которая свыше 20-ти лет помогала одному монаху. Она построила ему небольшую хижину и кормила его, тогда как он занимался медитацией. Наконец ей захотелось узнать, насколько он продвинулся за это время. Чтобы определить это, она заручилась помощью одной очень чувственной девушки.

"Подойди и обними его,- сказала женщина,- а потом внезапно спроси его: Что теперь?"

Девушка пригласила монаха к себе и без долгих церемоний спросила его, как он намерен поступить.

"Старое дерево зимой растет на холодной скале,- ответил монах поэтически.- Там нет ни капли тепла."

Девушка вернулась и передала женщине слова монаха.

"И подумать только, что я кормила этого человека 20 лет! - в гневе воскликнула старуха.- Он без внимания отнесся к твоим желаниям, не высказал понимания твоего состояния. Никто не заставлял его ответить на твою страсть, но он должен был по крайней мере проявить сострадание!"

Она тотчас же пошла к хижине монаха и сожгла ее.

Вообще, для меня вопрос довольно мутный - до которой степени рекомендуется "пускать в себя" чужие эмоции. Иначе не делал бы тему про сострадание. С одной стороны, надо сострадать. С другой - дистанцироваться от неблагих попутчиков.
PavelPAS
Откуда: Химки
Репутация: 68
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 27.11.2019
Традиция: Нет

#16 Топпер » 09.04.2021, 09:01

sevleonid писал(а):Общался с одним знакомым йогином, он рассказывал о сутраическом буддизме, в котором по его словам просветление достигается за сто жизней (откуда взяли сто,я так и не понял) и какие-то современные практики вроде халатропного дыхания, которые обещают проделать тотже фокус за один семинар)
Это почище, чем даже с помощью тантры получается.
скоро будем вакцину просветления колоть сидя на диване)
Да, тема актуальная
Вложения
3TsxPjjhY3k[1].jpg
3TsxPjjhY3k[1].jpg (52.75 КБ) Просмотров: 1618
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2386
Сообщения: 1931
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#17 Топпер » 09.04.2021, 09:11

PavelPAS писал(а):Вообще, для меня вопрос довольно мутный - до которой степени рекомендуется "пускать в себя" чужие эмоции. Иначе не делал бы тему про сострадание. С одной стороны, надо сострадать. С другой - дистанцироваться от неблагих попутчиков.
Вот в том то и дело, что грань здесь очень зыбкая. И нередко только постфактум удаётся точно сказать.

И я думаю, что практика брахмавихар - это как раз страховка в подобных случаях.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2386
Сообщения: 1931
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#18 ДмитрийБ » 11.04.2021, 02:36

Вообще, для меня вопрос довольно мутный - до которой степени рекомендуется "пускать в себя" чужие эмоции.

странно, я такой проблемы у себя вообще никогда не замечал. Суть же в осознавании испытываемого другим существом, а не в том, чтобы страдать вместе с ним-то. Не реагировать неадекватно на чужое приятное-неприятное.
ДмитрийБ
Репутация: 45
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Тхеравада

#19 Nolic » 16.04.2021, 13:37

Думаю что дело не в том чтобы пускать или не пускать а в том можно ли оказать посильную помощь другому если видишь что ему тяжко и что он от этой тяжести страдает. Самая лучшая помощь как мне видится это научить другого устранять причины этой тяжести. Например можно помочь донести тяжелую сумку пожилому человеку если видно что ему действительно тяжело.нужно лишь подойти и предложить . с эмоциями тут по сложнее будет. Если на меня вывалили кучу отрицательных эмоций то стараюсь"переварить " не отвечая " аналогично. Тогда это поможет и одному и другому. Специально проявлять внимание к эмоциям другого значит подвергать себя возможности"заразиться" . причина в данном случае в контакте посредством внимания.
Nolic
Репутация: 71
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

#20 Nolic » 16.04.2021, 13:49

sevleonid писал(а):Изучая, открывается непостоянство и безсодержательность многих вещей и поступков, как следствие пропадет цепляние за результат, следом пропадает мотивация
Цепляние за результат думаю это ошибочный способ действия поскольку результат может быть отличен от ожидаемого. Сознательное действие предполагает действие и ожидание результата каким бы он ни был. Иначе привязка происходит до начала действия.что в корне неверно.я так думаю.
Nolic
Репутация: 71
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 9 гостей