#5 Tilakkhana » 02.09.2021, 13:17
У Силананда, комментируя Абхидхамма Сангаху, говорит, что алобха (не-жадность) не просто отсутствие жадности (в данный момент), а нечто противоположное лобхе (жадности), позитивное духовное качество, такое как щедрость и отречение. То есть, позитивное ментальное состояние, положительное свойство. Исходя из этого, можно сказать, что щедрость и отречение являются непосредственной причиной не-жадности.
Адоса (не-ненависть, не-гневливость). Доса (гнев, ненависть) есть противостояние разума своему объекту, это противостояние вызывает лихорадку (лихорадочное состояние, нервное возбуждение), раздражение разума. Функция не-ненависти – устранять эту лихорадку и раздражение разума. Когда вы практикуете любовь-доброту ко всем живым существам (метта), вы освобождаетесь от ненависти (гнева). Любая вещь, противоположная ненависти и гневу, является адосой. Ее непосредственная причина –видение существ как заслуживающих любви (м.б., желание видеть их счастливыми?).
Нейтральность разума (татрамаджджхаттата) синонимично здесь с упеккхой, равностным отношением, невозмутимостью, бесстрастием – как ментальным состоянием сбалансированного разума (не путать с мирским безразличием, индифферентностью).
Висуддхимагга (IX, § 96) в качестве непосредственной причины этой четасики называет видение существ как собственников (т.е. производителей) своей каммы так: "Существа являются собственниками (владельцами) своих деяний. Чей [как не их собственный] выбор [определяет], будут ли они счастливыми, или освободятся от страдания, или не отпадут от достигнутого успеха?"