Список форумов › Инфо › ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ
Нет.Atithi писал(а):Типа кварка в ядерной физике?
Лучше без подобных аналогий и адаптаций.Haurvat писал(а):Махабхуты, скорее всего лучше свести к физическим силам - кинетической, тепловой, силы сопротивления, трения, притяжения(сцепления)
На определенном уровне все сводится к двум. Тепло разновидность кинетической энергии, а сопротивление (твердость, трение) - разновидность сцепления.
То есть реально в природе есть только вода и ветер. Или точнее - земля и ветер. (Вода - это слабость элемента земли. Вода определяется через сцепление и текучесть, где текучесть непосредственный элемент воды, а сцепление - недостаток текучести (но все же некоторое его количество).).
- Скрытый текст
- В абхидхамме элементы определяют так:
Земля: твердость/мягкость, шершавость/гладкость, тяжесть/легкость
Вода: текучесть/сцепление
Огонь: тепло/холод
Ветер: движение/опора.
Холод это вид тепла, просто меньшее его количество. Если войти с мороза в прохладную комнату, она окажется нам теплой.
Элемент проявляется через его положительное и отрицательное качество. По этому сцепление не основное качество воды, а скорее меньшее количество текучести. То, что вода - это проявление слабости элемента земли подтверждает и то, что земля описывается как тяжесть. А тяжесть проявление сцепления (гравитация - это именно сцепление).
Абхидхамма тоже говорит, что вода - это панньяти дхамма и параматтхами являются только земля, ветер и огонь.
У нас осталось три кандидата, но если заглянуть в микромир, мы увидим, что огонь тоже не самостоятельный элемент, и всякий жар - это движение атомов с большой скоростью, вибрация.
Остается, таким образом земля и ветер.
*Кинетическая энергия, движение, расширение - ветер
*Сцепление, твердость - земля.
Если ветер сдерживается землей - получается огонь. Например если накачать в балон много газа, балон нагреется. Это столкновение движения( молекул) и опоры(твердой стенки балона).
Воду мы получаем, когда движение ослабляет твердость и связи. То есть это влияние элемента ветра на элемент земли.
И того:
*столкновение земли и ветра - огонь;
*смешание ветра с землей (или влияние ветра на землю) - вода.
Пример мы видим, когда тепло (разновидность ветра) влияет на кусочек льда(твердость) и размягчает его до жидкого состояния, а потом вовсе превращает в пар (ветер).
Обычный газ существует как отдельные несвязаные молекулы, то есть качество сцепления в нем ослаблено.
И так, что в итоге вышло.
Земля это инь, ветер ян, если говорить в терминах китайских элементов. С точки зрения диалектики, мир состоит из дуальных противоположностей, которые борятся и взаимодействуют.
Два основных элемента порождают еще два производных. А вместе четыре элемента являются силой материи, которая дает опору сознанию, формируя органы чувств и объекты.
Звук производное от ветра. Свет - это ветер(колебание) в электромагнитном поле. Что такое поле? Это что-то относящееся к пространству и сцеплению.
Практически всякую материю можно свести к этим двум(четырем) элементарным качествам/силам.
Если дхаммы - это продукт анализа познаваемого до далее неделимых свойств, то эти два свойства действительно неделимы. И в мире материи можно их распознать во всем
Топпер писал(а):Лучше без подобных аналогий и адаптаций.
Они только больше сумятицы и искажений вносят.
Haurvat писал(а):Тогда как лучше понимать 4 элемента, через феноменологию? Что они собой представляют? В свететначучных знаний - верить в существование 4 элементов становится сложнее
В абхидхамме может и так. Вы уверены, что в суттах так же?bergentroll писал(а):
Через феноменологию. Есть качества твёрдости, сцепления, температуры, подвижности как данность в опыте, и всё. Абхидхамма не рассматривает молекулы, энергию и т. д.
Haurvat писал(а):В абхидхамме может и так. Вы уверены, что в суттах так же?
То есть дальнейшее философское развитие учения Будды.bergentroll писал(а):
В суттах говорится с т. з. относительной истины (панньати, принятых концепций, тахих, как «я», «личность», подобных колеснице, представляющей собой собрание частей). В Абхидхамме говорится с т. з. абсолютной истины, где составное разобрано до нередуцируемых дальше дхамм.
Haurvat писал(а):То есть дальнейшее философское развитие учения Будды.
Haurvat писал(а):Дело в том, что переход на уровень "элементов" как раз брльше всего может отрывать от непосредственного опыта как есть. И вместо созерйания привычных вещей, к которм у нас привязаность, мы созерцаем нечто отличное, абстрактное.
Haurvat писал(а):Приведу пример из естествознания. Например если мы наблюдаем кванты, кварки, частицы, мы в этот момент не видим вещество или ткань организма. Это совершенно другой уровень рассмотрения и другие феномены. Возможно кстати по этому Будда не пытался заглядывать в микромир, а ограничился телесными процессами и агрегатными формамим вещества (твердое, плотное, жидкое и тд).
Нет, он заглядывал в микромир и в макромир и увидел, что там нет ничего, кроме процессов, кроме описанных в Абхидхамме дхамм.Haurvat писал(а):озможно кстати по этому Будда не пытался заглядывать в микромир, а ограничился телесными процессами и агрегатными формамим вещества (твердое, плотное, жидкое и тд).
Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ
Сейчас этот форум просматривают: 135 гостей