Olaf писал(а):Не берусь судить, что именно преподнёс кузнец Будде (мясо или трюфели), очевидцем не был, но справедливости ради стоит отметить, что Индия с её многовековыми ведическими устоями больше поощряла вегетарианство. Здесь и священность коров и вайшнавы и джайны и многое-многое другое. И чтобы кузнец вдруг высшему духовному лицу предложил мяса – было бы странно. Даже и в современности многие брахманы будут этим оскорблены.
В Каноне множество раз поднимается тема мяса. Какое можно есть, какое нельзя. Отсылка к блюдам "приправленное птичьим мясом" и т.д.
Поэтому мясо ели прекрасно. Только на упосатху мясники старались не забивать скот.
Более того, в индуизме существует
Википедия писал(а):Практика индуистских жертвоприношений животных в последнее время в основном ассоциируется с шактизмом,[1] и течениями народного индуизма, прочно укоренившимися в местных народных или племенных традициях. Жертвоприношения животных были частью древней ведической эпохи в Индии и упоминаются в Священных Писаниях, таких как Пураны.[2][3][4] Индуистское священное писание Брахма Вайварта Пурана запрещает Ашвамедха жертвоприношение лошади в эту Кали-югу.[1][5] Однако представлению о том, что жертвоприношение животных практиковалось только в древнюю не ведическую эпоху, противостоят такие примеры, как Ашвамедха и другие ритуалы, корни которых уходят в Веды.[6] Как в итихасах, так и в Пуранах, таких как Деви Бхагавата Пурана и Калика Пурана, а также в Шайва и Шакта Агамах, предписываются жертвоприношения животных.
А вот насчёт грибов, кстати. найдите ка примеры из индуизма: где бы питались грибами или брахманам грибы подносили.
- если кратко, то: нет. Но краткий ответ - несамый точный.- Скрытый текст
- Во-первых, в "классической" центральной Индии грибам не климатит. Слишком сухо и солнечно! А им нравится сырость и тень... Грибы растут там лишь в сезон дождей - а в это время все умные люди сидят дома. Только слоны шастают.
Во-вторых, государствообразующие и богатые арийские народы впринципе грибов нелюбят. - Аюрведа запрещает. Арийцы - скотоводы по происхождению, для них грибы это "нечистое" (креативные гипотезы что ведийская сома делалась на мухоморах - сугубо иностранные догадки белых сагибов). В древности употребление грибов считалось практикой нечестия и наказывалось законодательно.
Но! Грибы едят на юге дравиды, на севере горные тибетские народцы Индии и на востоке австронезийские. Это всё аборигены, и прошлое у них не скотоводческое. Охотники, собиратели; дравиды земледельцы и ремесленники. Они, конечно, стали индуистами и всячески утверждают свои права на священный шнур "дваждырожденных" - однако традиции быта этих народов значительно иные... Особой популярностью у гурманов пользуется гриб гучхи из семейства морчелловых - тойсть сморчок (он дорогой: полкило еслинеошибусь тянет на 18.000 рупий. Немного больше в рублях)
Мусульманам Коран грибы НЕ запрещает; однако им в Индии и мяса хватает:) Если серьезно, то индийские мусульмане - тюрки по происхождению, а тюрки и у нас грибов не собирают: это тож всё скотоводы в генезисе.
- Так что, если развернуто, то: на периферии да. Кое-кто очдаж ест.
Что же это, если не острое пищевое отравление?
Тут целиком нужно читать сутты и знать контекст. Иначе такие вопросы и будут возникать.
Сам Будда чётко говорит про Чунду понимая, что того могут обвинить в поднесении некачественной пищи.
И вот Благословенный обратился к Ананде: «Теперь может статься, Ананда, будут упрекать Чунду-кузнеца, говоря: «Грех тебе, Чунда, великий позор тебе, Чунда, что Татхагата, вкусивши у тебя последний раз пищи, вскоре скончался». Но этот упрек, Ананда, нужно отклонить от Чунды, говоря: «Благо тебе, Чунда, слава тебе, Чунда, что у тебя в последний раз вкусил Татхагата пищи и тогда скончался. Из уст самого Татхагаты я слышал, от него самого принял я такое слово: «Два подношения пищи дают равный плод, равное благо – высший плод и высшее благо, чем все иные. Каковы же те два подношения? Подношение пищи перед достижением Татхагатой высочайшего Благословения, и подношение пищи перед отходом Татхагаты в состояние Ниббаны, в котором не остается объектов для очищения. Этим деянием достойный Чунда накопил заслуги для долгой жизни, красоты, благополучия, счастья, перерождения на небесах и владычества на земле!» Вот как подобает отразить всякий упрек Чунде-кузнецу». И тогда Благословенный громко и торжественно изрек:
«Дающий приумножает доброе;
Кто укротил себя, того не беспокоит гнев;
Кто добродетели взрастил, того боится зло,
И с корнем вырвавший страсть, гнев,
И всякое неведение, достигнет умиротворения!»но вот в сутре почему-то совсем другие слова:
«Вкусивши, Благословенный обратился к Чунде-кузнецу и сказал: «Что осталось от мяса вепря, Чунда, то зарой в землю. Я никого не вижу, Чунда, в этом мире, с его богами, Марами и Брахмами, отшельниками и брахманами, людьми и богами, кто мог бы вкусить и переварить остатки той пищи, кроме Татхагаты». – «Да будет так, Господин», – отвечал Чунда-кузнец. И что осталось от мяса вепря, то он отнес и зарыл в землю.»
С точки зрения физиологии, если огонь пищеварения слабый, то непереварившаяся пища просто проходит транзитом, это называется "несварение". Что же это за угасший огонь пищеварения, если кроме Будды ни боги ни Мары не могли эту пищу переварить и её зарыли? Ничего себе естественная смерть (см. цитату выше о резких недомоганиях). Кстати это объясняет, почему Будда решил съесть это блюдо изначально сам, а монахам оставить печенье:
«И присевши, он обратился к Чунде-кузнецу и сказал: «Ты приготовил нежное мясо вепря – мне поднеси его, Чунда, а сладким рисом и печеньем угости монахов»» Можно допустить, что Будда при его всеведении легко мог предвидеть последствия. Описанные выше страдания могли быть вызваны только острым пищевым отравлением. В случае с грибами это легко допустимо.
А надо не с т.з. физиологии буддизм изучать, а с т.з. комментариев и традиции.
Мясо никто в мире не мог бы съесть кроме Будды т.к. мясо - пища человеческое, а дэвы лили в неё амриту решив, что она излечит Татхагату. Получился микс опасный для всех: дэвы не могут переварить мясо, а люди не могут переварить амриту. И только Татхагата может питаться таким.