#6 Tilakkhana » 28.09.2022, 10:53
Женщина может быть арахантом, но не может (в то же время, одновременно) быть самма-самбуддой. Это имеется в виду в сутте AN 1:279.
Просто утверждается, что существа, становящиеся Буддами – всегда становятся ими в мужском теле, так что никому путь к буддству не заказан, и женщинам тоже – в будущем перерождении, мужчиной.
В англ. переводе Бхиккху Бодхи это место цитируемой сутты звучит так: "It is impossible and inconceivable, bhikkhus, that a woman could be an arahant who is a perfectly enlightened Buddha ..." – Это невозможно, этого не может быть, чтобы женщщина могла бы быть арахантом, которая является совершенно просветленным Буддой. В буквальном переводе это выражено более внятно.
Также в MN 115.15: "§ 15. " It is impossible, it cannot happen that a woman could be an Accomplished One, a Fully Enlightened One – there is no such possibility." – Это невозможно, это не может случиться, чтобы женщина могла бы быть Арахантом, Совершенно Просветленным Буддой – нет такой возможности". Очевидно, что здесь подразумевается часть канонической формулы о достоинствах Будды (арахант, совершеннопросветленный), которые даются через запятую и тождественны для Будды, но не для просто араханта.
Вообще, в Суттанте и Винае довольно часто упоминаюся женщины-араханты. В блистательной MN 44 бхиккхуни Дхаммадина, арахант, даже поучает своего бывшего мужа, мирянина (невозвращающегося!). Сомнений после изучения этой сутты, что женщина может быть арахантом, не остается.
Вся Пятая Самьютта Самьютта Никаи, все 10 сутт (SN 5:1-10) повествует о таких десяти женщинах-арахантах, искушаемых Марой, но не поддающихся искушению.