Ещё вид понятий сабжа, не необходимый в теме, или абстрактный вид. Например, из руководства для "джхайников" почтенного Асанги "Как слыхать", или шравака бхуми: "В достоверной традиции речь, желать чувственного так или иначе: грубо. Это внимательно рассматриваете снаружи и внутри. И природа желаемого чувственно, с незапамятных времён, общепринятая сущность, сущность за пределами [пределами восприятия, или ума, в тексте Асанга обозначает чувственные удовольствия и страдания, с ними связанные] ума такова. О том не следует думать, когда не устойчивы. Таким образом продумайте."
В 1 и 3 части цитаты даны путевые понятия, 2 - абстрактное. Термины "природа, сущность, сущность" взяты переводчиком (имею в виду текст английского языка) из субстанциального дискурса. Их краткое понятие: есть субъект, объект, субстанция, относительно участника речи. Субъект [в]брошен под, объект - перед, субстанция соответственно ни под, ни перед, но каким-то образом подставлена в речь, как правило абстрактным. Или что называется: притянута за уши. Например, в христианской православной речи русского языка "скорбь душевная" соответствует субъекту, "обстояние" - объекту [скорби, или страдания], субстанцию обозначают сущностью, или природой, или оставляют без перевода, как в "Если кто-либо исповедует, согласно нечестивым еретикам и против учения святых отцов, что во Христе Боге есть одна воля и одно действие, тогда как в Нëм две воли и два действия, Божественное и человеческое, субстанционально сохранены в единстве, как учат наши святые отцы, да будет осуждён", акты латеранского собора 649г., 13.
Обозначенные ранее в цитате из речи Асанги "природа, сущность, сущность" соотв. в санскрите "дхармате". Её понятия даёт участник форума Вантус в теме
https://www.forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=7&t=669&start=80 . Повторю их для наглядности с комментариями бханте Топпера, В и Т далее:
"В: Дело в том, что если ниббана дхамма, то она - феномен сознания, по определению дхаммы. А ничего, кроме дхамм у Будды не было.
Будда учил про прекращение дхарм. И прекращают все составное, т.е. состоящее из дхарм. И про прекращение сознания - имелись в виду дхамма читта. А Ясный свет - не дхарма и не состоит из дхарм, он за пределами дхарм, является дхарматой.
Т: Ниббана дхамма - не феномен сознания. Она отдельная параматтха.
В: И тут мы приходим к тому, что же такое сознание у шраманов, в частности - у Гаутамы и что такое атман у них же и что такое атман у Шанкары и что такое ясный свет в ваджраяне. У Гаутамы говорилось о дхамме читта, и о четасика. Ниббана, к ним не относится, понятно. И он отрицает то, что читта или четасика - атман. А у Шанкары или в ваджраяне атман - не читта и не четасика, а то, что делает возможным бытие читта, некое базовое свойство, наделяющее дхармы способностью переживаться, т.е. функционировать в качестве дхарм. Сам же атман, хоть и делает возможным осознавание, не относится к феноменам сознания и не воспринимается как чита или четасика.
Т: В целом да. И можно было бы подумать, что в тхераваде в роли такого атмана выступает Ниббана. Но Будда говорил "саббе дхамма - анатта" т.е. и в Ниббане атты нет <...> Ниббана не является феноменом прекращения пяти ккхандх. Если бы она была таковой, она была бы причинно-обусловленной.
Ниббана открывается только тогда, когда килесы прекратились. Когда авидджжа разбита панньей.
Ниббана - Параматтха. Отдельная "реальност".
В: Ниббана конструируется иначе, чем атман. И сделать ее атманом не получится. Когда описывают атман, исходят от атмана, потом говорят о буддхи, манасе, читта, ахамкаре и т.п. вещах по мере возрастания производности, а когда описывают ниббану, исходят от рупа-дхамм и идут к уменшению сложности или производности.
Т: Не знаю, можно ли так рассматривать (как уменьшение сложности). Но вариант интересный.
В принципе, как атман действительно нельзя рассматривать т.к. дхармина нет у Ниббаны.
В: Я уже давно написал, что атман шраманов и атман Шанкарачаьи - две разные разницы. Но все, кроме бханте Топпера, сделали вид, что не поняли. /И тут мы приходим к тому, что же такое сознание у шраманов, в частности - у Гаутамы и что такое атман у них же и что такое атман у Шанкары и что такое ясный свет в ваджраяне./
Уточню еще, что атман Шанкарачарьи, атман Абхинавагупты и Ясный Свет ваджраяны - это также несколько различные, но все же близкие концепции.
Вместе с тем говорит В:
Ясный свет - он тоже осознавание, блаженство и пустота. Это его классическое определение.
Буддизм мне безразличен (и даже слегка неприятен), по большому счету. Я пишу о том, о чем знаю - о ваджраяне и ее концепциях. В шраманском (и дальневосточном даже) буддизме действительно атман вынесен за пределы всего дискурса, но что мне до буддизма?!"
Замечу, "ата" в "дхармате" и русск. яз. значит образ. "Дхарма" соотв., вещь, или предмет, или что есть перед мыслью и речью. Современная лингвистическая теория такова, есть предмет речи, понятие о нём, или память, воспоминания, обозначаемые в речи словами, или знаками. Или означаемое и означающее. Теория используется для диахронии и синхронии с совр. языком древнего сказуемого. Тогда "дхармата", как возможный образ предмета речи, может быть и в зависимости от контекста:
1. предметом речи, или тем, что есть перед мыслью, или до нее, или до запомненного, продуманного, высказанного
2. понятием о предмете речи, или образом образа
3. образующим предметы-образы, их понятия-образы и соотв. знаки-слова, из которых понятие сложено. Или виной образов, образования, словообразования и т. п. Т. е. природой. "Вина" значит "причину".
3 вариант возможного бытия и имеется в виду участников религиозной речи, как абстрактное понятие и как правило. Прошу в тему аналогичные абстракции не писать, в качестве примеров. Интересны только видовые понятия, связанные с водными символами. Ещё пример: "Насколько мне не изменяет память и если ничего за давностью лет не перепутал (пусть меня поправят, если ошибаюсь) ситуация с гибелью тхеры Махамоггалланы возникла из-за того, что он спускался в Ад и видел, как на переродившегося Махавиру изливался расплавленный металл в те моменты, когда его последователи переливали воду на земле в честь тех или иных религиозных действий. Тхера Махамоггаллана об этом рассказал на земле, чем вызывал отток джайнов из джайнизма и лютую злобу клириков. В итоге наняли убийцу для расправы с тхерой."
https://www.forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=17&t=2259&p=67339#p67339 , он подходящий.