Нет, Будда однозначно утверждает, что все феномены безличностны.Юрий Пирогов писал(а):Ведь свое (Я) это ГОСПОДИН себе, кто же ещё может быть ГОСПОДИНОМ ? Полным смирением своего (Я) , человек находит ГОСПОДИНА, которого трудно найти. (БУДДА / Дхаммапада 12. 160 ). Мое субъективное мнение, что все имеют свое Личное (Я), но основная цель буддийской религии , ОТКАЗАТЬСЯ от своего (Я) как ЛИЧНОСТИ, достижением которого являются только Просветлённые АРАХАНТЫ.
Есть обусловленные феномены пяти совокупностей и необусловленный феномен ниббаны. Больше никаких феноменов нет. И все они безличностны.
В учении Будды существует две точки зрения на этот вопрос, или две истины: относительная и абсолютная. Стих Дхаммапады относится к относительной точке зрения.
С точки зрения относительной истины, «личностью» называют пять совокупностей, которые, функционируя вместе, составляют живое существо. Это наименование, принято только лишь для удобства и не подразумевает под собой неизменной онтологической сущности. Так, слова "я", "он", "она" и тому подобные - лишь ярлыки, условности, которым обозначают пять совокупностей.
С точки зрения абсолютной истины есть только непрерывно возникающие и исчезающие обусловленные явления пяти совокупностей, и все они сами по себе безличностны, не-"Я".
Когда кто-либо постулирует воззрения о существовании «высшего Я», «вечного Я» и тому подобное - все такие воззрения берут свое начало из жажды (страстного желания). Это жажда существования, из-за которой та или иная непостоянная совокупность, чаще всего, сознание, принимается за постоянную, и происходит цепляние к ней как за "Я". Такие возникающие из жажды воззрения, ведут только к продолжению сансары и к продолжению страданий.
Если вы утверждаете вечное "Я", то это из-за жажды. Из-за этой жажды вы продолжаете свою сансару и свои страдания, и сбиваете других людей, возбуждая в них жажду существования, что ведет других к продолжению сансары и к продолжению страданий.
Лучший способ здесь, при котором нельзя ошибиться, это рассматривать все феномены безличностными, не-"Я", как и утверждал Будда, и двигаться по пути к отбрасыванию жажды. Когда нет жажды, то и нет утверждения какого-либо "вечного Я".